Здоровье интервью Централизация — это что? Как меняется работа скорой медицинской помощи в Архангельской области

Централизация — это что? Как меняется работа скорой медицинской помощи в Архангельской области

Какие процессы стоят за сложным словом, спросили у министра здравоохранения Александра Герштанского

Александр Герштанский объяснил 29.RU, как сегодня устроена скорая медицинская помощь по области — и какие есть перемены | Источник: Иван Митюшев / 29.RUАлександр Герштанский объяснил 29.RU, как сегодня устроена скорая медицинская помощь по области — и какие есть перемены | Источник: Иван Митюшев / 29.RU

Александр Герштанский объяснил 29.RU, как сегодня устроена скорая медицинская помощь по области — и какие есть перемены

Источник:

Чуть ли не главный страх северян — оптимизация в медицине. Когда в населенном пункте закрывается медучреждение, отделение или уходят медики, жители, конечно, начинают сомневаться в качестве и оперативности медпомощи. Появляются тревоги, вопросы. Снова в народе заговорили про оптимизацию. Перемены в кадровой политике есть, однако в Архангельской области идет другой процесс — централизация скорой медицинской помощи. Спросили у министра здравоохранения Александра Герштанского, что это значит и как меняет нашу жизнь.

В редакцию поступают вопросы из разных округов, отвечаем вместе с министром здравоохранения

Источник:

Централизация — это не оптимизация?

С такого вопроса начался наш диалог с министром здравоохранения Архангельской области. Оказалось, что перемены в работе скорой есть и коснулись не только нашего региона, однако с сокращениями они никак не связаны.

— По всей стране происходит переформатирование работы скорой медицинской помощи, когда децентрализованные, то есть самостоятельно существующие одиночные подразделения переходят в единую структуру службы скорой помощи, подчиняются общим правилам, одному руководству и, соответственно, выполняют одну общую главную задачу — спасение жизней людей. То же самое, собственно говоря, происходит в Архангельской области, — объясняет министр здравоохранения.

<p>Александр Герштанский</p><p>Александр Герштанский</p>

Самое главное, о чем хочется сказать: суть слова «централизация» в том, что действующие бригады продолжают работать в тех же локациях, изменяется порядок их взаимодействия с головной организацией.

—  Изменяется порядок действий бригад в случае, например, эвакуации пациента или перевозки его из точки А в точку Б. Уже на протяжении последних пяти лет фактически идет процесс, когда подстанции, которые были подчинены, например, Новодвинской больнице, Холмогорской, Виноградовской, переходят в подчинение к областной станции скорой помощи, либо к Северодвинской станции скорой помощи, либо к Котласской центральной городской больнице.

Как объясняет Александр Герштанский, такой порядок позволяет сосредоточить скорую медицинскую помощь в центрах принятия решений:

— Ответственный в центре сотрудник помогает бригадам выстроить работу с точки зрения того, где они находятся. Помогает им сориентироваться в случае экстремальной ситуации, будь то большая авария или другое массовое происшествие. Они могут одновременно сконцентрировать все усилия и направить их в одно русло. Раньше, если ДТП было на стыке районов, бригады не могли между собой договориться, кто поедет спасать людей. Теперь такого нет. Или еще пример: раньше одна скорая помощь забирала пациента, вынуждена была ехать сотни километров, чтобы доставить его, например, в областную больницу, и никто на помощь этой бригаде на всем пути не приходил. Централизация же подразумевает общие усилия.

На данный момент часть районов Архангельской области подчиняется централизовано либо Северодвинской станции, либо Котласской, либо Архангельской станции скорой медицинской помощи. И вызовы отрабатываются уже под единым началом. Децентрализованные станции еще есть, однако в Минздраве считают этот подход неэффективным, и все оставшиеся районы и округа, которых еще не коснулся процесс, должны будут перейти на новые правила до конца первого полугодия 2025 года.

Центр принятия решений выбирает самый логичный и эффективный план оказания помощи | Источник: Иван Митюшёв / 29.RUЦентр принятия решений выбирает самый логичный и эффективный план оказания помощи | Источник: Иван Митюшёв / 29.RU

Центр принятия решений выбирает самый логичный и эффективный план оказания помощи

Источник:

Что меняется для пациента: не придется ли ждать дольше

Спрашиваем у нашего собеседника, как перемены ощутят на себе северяне. Важно, чтобы новая система гарантировала быструю реакцию на вызов в удаленных населенных пунктах.

— Все эти шаги исключительно направлены на то, чтобы как можно быстрее доставить пациента в нужное место и, соответственно, оказать ему важную помощь.

<p>Александр Герштанский</p><p>Александр Герштанский</p>

И тут пациентам надо понимать, что бригада делает всё, что наиболее подходит, что будет лучше для человека в момент, когда он обратился.

— Например, сейчас пациентов из Яренска мы доставляем в Сыктывкар, потому что там дорога лучше, есть устойчивая связь, и у нас есть соглашение с городом, и с Республикой Коми о том, что они готовы принимать наших пациентов. И беременных, и с тяжелыми травмами, и при хирургических патологиях, — отвечает Александр Герштанский.

По этому же принципу, если, например, у пациента в Коряжме произошел инфаркт миокарда, его повезут сразу в Котлас, потому что там есть ангиограф, и ему окажут высококлассную медицинскую помощь, которая позволит спасти жизнь и избежать инвалидности.

— Один из первых районов, где еще с 1 апреля 2023 года внедрили принцип централизации, — Холмогорский.

<p>Александр Герштанский</p><p>Александр Герштанский</p>

Там примерно на 30 процентов снизилась смертность населения. При этом население не молодеет, у людей много заболеваний, а район довольно большой.

— В ряде случаев такой переход — это просто спасение, — считает министр. — Когда Онежский район переводили, там оставались два человека на скорой помощи, которые, конечно, не могли закрыть потребность во всех вызовах. Когда Холмогорский район переводили, там расписание на больнице висело, по каким часам доступна скорая помощь… Это невозможно представить, но мы жили в таких реалиях. Сейчас же значимо возросло количество сотрудников на скорой медицинской помощи.

В соцсетях работу сотрудников скорой помощи иногда критикуют, и частные ситуации порой воспринимаются как тенденция. Взять, например, случай в Каргополе, где умер человек на следующий день после осмотра бригады скорой помощи. В Сети распространилась эта информация с эмоциями, однако в том случае медики сделали всё, что требовалось:

— Сторож жил на базе, никогда не обращался за медпомощью. Когда медики приехали, предложили ему госпитализацию. Он отказался, требовал антибиотики. Они уехали, он умер. Конечно, на них обрушился шквал негатива. После такого сложно объяснить, что медики на вызове сделали всё, что должны были…

Поскольку централизация — по-простому говоря, общий порядок, единые правила введены и для вызова скорой медпомощи.

— Если проанализировать обращения граждан, они в том числе касаются и того, что люди не могли дозвониться. До этапа централизации у каждой бригады в ЦРБ мог быть отдельный мобильный телефон, даже не у диспетчера, а у бригады. Если, например, бригада ехала по трассе без связи, не могла ответить, фактически телефонный звонок в скорую помощь остался неотвеченным… Сейчас служба централизована, позволяет нам адекватно реагировать на количество звонков и на количество вызовов и реагировать на все.

<p>Александр Герштанский</p><p>Александр Герштанский</p>

Обращаюсь ко всем, кто нас будет смотреть, читать: 103 либо 112 — это два телефона, по которым нужно и важно звонить для того, чтобы вызвать скорую медицинскую помощь.

Все звонки фиксируются, контролируется весь процесс работы бригады по каждому вызову.

— Представим, что бригада оказывает помощь пациенту с температурой, а другая бригада в соседнем подъезде спасает жизнь человеку. Мы увидим все процессы и включимся: «Прекращайте пока осматривать пациента с температурой, переходите в подъезд, оказывайте помощь пациенту, который умирает». И это самое главное. То есть мы сможем дифференцированно подходить к вопросам вызовов и максимально быстро реагировать на самые неотложные, сложные случаи для того, чтобы оказать помощь.

Вызовы могут пересекаться, бригада не должна принимать в одиночку решения, в каком порядке к кому ехать | Источник: Кристина Полевая / 29.RUВызовы могут пересекаться, бригада не должна принимать в одиночку решения, в каком порядке к кому ехать | Источник: Кристина Полевая / 29.RU

Вызовы могут пересекаться, бригада не должна принимать в одиночку решения, в каком порядке к кому ехать

Источник:

По новым правилам бригады существуют в едином механизме, что дает настроить перехватывающую эвакуацию:

— Например, когда пациента с инфарктом везет бригада, которая находится в Виноградовском районе, и по пути, например, в Емецке или Брин-наволоке, или еще ближе к городу, его перехватывает специальная реанимационная бригада с врачом, с анестезиологом. Соответственно, пациента по итогу доставляют в областную клиническую станцию помощи. И Виноградовский район в этот момент не остается без медиков: бригада, передав пациента, возвращается назад достаточно быстро.

Если же на момент отсутствия бригады старший врач смены видит, что условно в Виноградовском районе уменьшилось количество бригад, то говорит, например, бригаде из Емецка, Шенкурска или Ровдино, чтобы медики подъехали чуть ближе к Виноградовскому району, и в зависимости от того, где вызов происходит, выдвигались куда нужно.

Про сотрудников скорой помощи

Аналитические данные по вызовам помогут совершенствовать работу. Как признает глава регионального Минздрава, до централизации не всегда фиксировалось время выезда, а сотрудники скорой помощи часто использовались не по назначению:

— Машина могла заниматься развозкой людей, питания, грязного белья. Многие функции без контроля ложатся на сотрудников скорой помощи, что собственно создавало кадровые и другие сложности. Сотрудники демотивировались, уходили на другие позиции, был кадровый отток. Теперь сотрудники скорой медпомощи занимаются только этим и получают более достойную оплату труда. Поскольку все подстанции, которые подчиняются на эти учреждения, они получают дополнительную выплату из регионального бюджета, и сам уровень заработной платы на этих подстанциях выше, чем в среднем в тех больницах, где они трудятся.

Такая схема работы, как считают в Минздраве, должна упростить работу сотрудникам, а вместе с тем дать гарантию по зарплате.

— Мы уверены, что это повысит укомплектованность бригады, поскольку более привлекательна заработная плата, которая гарантирована всем сотрудникам, которые приедут. Она позволит привлечь большее количество сотрудников на скорой помощи, таким образом, своевременно, качественно оказывать медицинскую помощь. Как только они переключаются, они получают автоматом социальную выплату — это с учетом северных коэффициентов, надбавок на ставку примерно плюс-минус 17 000 сразу.

Что касается премий, Александр Герштанский сообщил, что после прошлогодних конфликтов в ведомстве жестко контролировали, чтобы все сотрудники их получили.

— 90 процентов наших сотрудников работают в рамках системы ОМС — все они получили премии. Каждый врач — порядка 50 000 рублей, средний персонал — порядка 25 000 рублей. При этом изначально мы должны были простимулировать только врачей, однако понимаем, что труд среднего медицинского персонала не менее ценен, поэтому было принято такое решение, и заплатили всем, по всей области.

Про общие стандарты и транспортную доступность

Руководитель регионального Минздрава также подтвердил, что стандарты по оказанию скорой медпомощи остаются теми же.

— В Архангельской области утверждена территориальная программа государственных гарантий, и в ней отражено всё, что касается скорой неотложной помощи. Эти нормативы никак не изменятся. Не изменится время на путь бригады. Никак не изменится количество бригад в отрицательную сторону, — только в большую.

Время ожидания приезда скорой регулирует Территориальная программа Государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов. Согласно этому документу, время доезда до пациента бригад скорой медпомощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова для населенных пунктов, где базируются станции, а также для поселений в радиусе до 20 км от станций. При этом экстренной считается ситуация, когда есть риск для жизни пациента. Если, к примеру, у человека просто температура, время ожидания может быть выше, поскольку это будет не экстренная, а срочная помощь.

Архангельская область — большая, транспортная доступность есть не везде, и хоть Минздрав не отвечает за качество дорог или наличие переправы, на них лежит ответственность за оказание своевременной помощи, что в ведомстве понимают и ищут порой нестандартные решения.

— После централизации мы столкнулись с нонсенсами, пациент вызывает скорую помощь, — а в его населенный пункт, оказывается, никто никогда не ездил… Оказывается, там есть переправа, которая не работает, и надо договариваться с МЧС. Решения порой экстраординарные, но обеспечить работу бригады и медпомощь пациенту мы обязаны. Отмечу также, что наша санавиация в масштабах страны отличается числом вылетов, — мы точно в тройке, несмотря на то, что у нас небольшой с точки зрения численности населения субъект. Область, помимо вертолетов, использует еще и самолеты — это отличная возможность, к примеру, в герметичной кабине доставить пациента в Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, где находится ожоговый центр.

Как оцените работу скорой медицинской помощи в Архангельской области?

Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Плохо
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления