Мало кто из инвесторов соглашается восстанавливать памятники архитектуры. Это хлопотно, дорого и требует особого подхода. Но удачные примеры все же есть, причем не только в столичных городах. Архитектор Анна Лесик рассказала нашему сайту, как ее семья реставрирует под гостиницу купеческий особняк XIX века в Астрахани. Насколько масштабные работы пришлось провести? Получили ли предприниматели поддержку от властей города? И надеются ли они окупить вложения, предлагая столь необычный для России формат отеля?
– Почему вы решили реконструировать старинное здание, а не строить или ремонтировать новое?
– Основное направление нашей фирмы – инвестиционно-строительное. На протяжении 20 лет фирма занимается возведением новых объектов, потому появилось желание освоить другой сегмент – реставрацию памятника архитектуры, получить новый опыт.
– Как было выбрано именно это здание?
– Как ни странно, выбор этого здания был интуитивным. Будучи как-то на рыбалке в Астрахани, отец поехал с другом посмотреть центр и обмолвился, что такое здание он бы с удовольствием выкупил. И, по счастливой случайности, ровно через год это здание выставили на продажу.
– Так как оно имеет историческую ценность, были ли какие-то дополнительные сложности с согласованием работ с властями города? Или, наоборот, вас поддержали в рамках какой-либо программы по реконструкции памятников архитектуры?
– Поскольку здание относится к объектам культурного наследия, все вопросы мы решаем с соответствующим отделом в министерстве культуры. Со стороны его сотрудников мы видели только уважительное отношение и желание помочь. Все согласования выдавались нам в кратчайшие сроки. Однако в никакие госпрограммы поддержки и помощи хотя бы на уровне льготного кредитования мы попасть не смогли. Некоторые вопросы, которые относились к местной администрации, решались очень тяжело. Именно в местных органах власти в лице некоторых чиновников мы столкнулись с негативным и, я бы даже сказала, агрессивным отношением к нам.
– Сколько времени заняла работа по реконструкции?
– Сложно говорить о конкретных сроках, так как реставрационные работы длятся уже пять лет и продолжаются до сих пор. Самым непростым этапом была замена всех коммуникаций на новые: электрики, отопления, вентиляции, водопровода и системы кондиционирования. Почти полтора года велась реконструкция парадного входа, лестницы и свода. Восстановление лепнины – одна из самых кропотливых и трудоемких работ. Сейчас мы проходим это вновь, но уже в бальном зале.
– К услугам каких особенных специалистов пришлось обратиться? Пригодилось ли собственное архитектурное образование?
– Почти все работы при реставрации особенные. Это гипсовая лепнина, чугунное литье, очистка «фамильного» кирпича бластингом. Сложно найти всех специалистов в таких сферах, но, например, мастера по изразцовой плитке, технология которой сейчас утрачена, вообще на вес золота – всего несколько фирм в стране.
Сейчас я работаю непосредственно по специальности, потому без архитектурного образования просто не справилась бы. Да, конечно, на данном этапе упор больше на дизайн, но с архитектурной школой и дизайн получается особенный, не склонный к декорированию.
– Очевидно, что работы по реконструкции потребовали больших инвестиций. Как вы планируете вернуть эти деньги?
– Нам был интересен проект, поэтому деньги были вторичны, когда мы взялись за реставрацию этого здания. Мы, конечно, просчитывали возможность возврата вложений как подтверждения успешности нашего проекта. По мировым стандартам есть три срока окупаемости гостиниц. Это три-пять, пять-семь и семь-девять лет. Мы рассчитывали, что окупаемость нашего отеля будет в районе семи-восьми лет, но, естественно, кризисы вносят корректировки в наши планы.
– Насколько нужны сейчас гостиницы Астрахани? И, тем более, классные гостиницы, а не просто койко-места?
– Все чаще вижу, что люди хотят приехать в Астрахань именно для того, чтобы остановиться у нас и посмотреть отель. Было бы неплохо развивать российский туризм пусть небольшим, но притоком за счет необычной гостиницы. Мы находимся в сегменте трех звезд, а в России за такие деньги не принято давать людям больше, чем койко-место. Наша популярность вполне понятна с учетом еще и того, что отель расположен в самом центре, напротив Кремля. За небольшие деньги вы можете получить не только ночлег, но и кусочек истории, которая навсегда останется в памяти.
Фото: Фото из личного архива Анны Лесик