За десять дней на берегу Онежского залива Белого моря обнаружили пять погибших морских млекопитающих, среди них морской заяц, две взрослых белухи, одна из которых была беременна, и детёныш белухи. Животных выбросило на берег в районе мыса Глубокого, вблизи границ национального парка «Онежское Поморье». Сотрудники нацпарка и сообщили о ЧП.
— Акватория не входит в границы «Онежского Поморья», но прибрежные экосистемы планируется включить в морскую охранную зону ООПТ. Ежегодное скопление белух у мыса Глубокого является одним из ключевых объектов проектируемой охранной зоны, — поясняют в пресс-службе «Онежского Поморья»
Погибших животных обнаружил участковый государственный инспектор в области охраны окружающей среды Ярослав Степанов. Информацию о произошедшем передали в Северное межрегиональное управление Росприроднадзора. Были проведены консультации со специалистами из Института океанологии РАН им. П. П. Ширшова, отобраны пробы для исследований.
В нацпарке уточнили, что в акваторию к мысу Глубокому белые киты вернулись совсем недавно — сюда они начали подходить в репродуктивный период.
— Специалисты по морским млекопитающим, ведущие многолетний мониторинг состояния беломорской популяции белухи, охарактеризовали ситуацию как чрезвычайную. К мысу Глубокому белухи подходят в репродуктивный период, здесь их «родильный дом». Очевидны важность и уязвимость этого места, которое выбрали китообразные для размножения и выкармливания детенышей. В этом году в акватории у мыса Глубокого наблюдатели зафиксировали восстановление локального стада белух после резкого спада численности, который явился следствием разлива нефтепродуктов в южной части Онежского залива в 2003 году. Понадобилось 17 лет, чтобы белые киты массово вернулись в акваторию к мысу Глубокому. Поскольку белухи являются высоко социальными животными, особенностью биологии которых является привязанность материнских стад к летним местам обитания, этот участок акватории нуждается в особых мерах охраны, поскольку локализация репродуктивного скопления оценивается как критическая для жизненного цикла животных. Высокое положение белухи в трофических сетях, циркумполярный ареал распространения позволили использовать этот вид как «лакмусовую бумажку» для определения состояния арктических экосистем. Учитывая это обстоятельство, можно предположить, что в среде обитания белух произошли некие негативные явления, что привело к серийной гибели животных-биоиндикаторов, — сказала заместитель директора по научной работе и экологической безопасности ФГБУ «Национальный парк "Кенозерский"», под управлением которого находится «Онежское Поморье», Надежда Черенкова.
По мнению специалистов-ветеринаров, детёныш беременной белухи мог пытаться появиться на свет и спастись, когда белуха-мать уже была мертва. Было высказано предположение о возможном осложнении родов. Отсутствие кожных покровов на спине другой белухи, по мнению специалистов, — типичный признак внезапной смерти животного. В таких случаях тело сразу не всплывает, а некоторое время «таскается по дну».
— Точно установить причину, приведшую к гибели животных, возможно, не удастся, но специалисты не исключили баротравму. Расследование случившегося проведёт Росприроднадзор, — отметили в пресс-службе «Онежского Поморья».
По информации представителей нацпарка «Онежское Поморье», участок побережья в районе мыса Глубокого взят под контроль инспекцией национального парка и неравнодушным жителем села Пурнема Романом Бурковым. Любую новую информацию о нахождении на побережье Онежского полуострова погибших морских млекопитающих просят передавать инспекторам парка: сообщать можно по телефону +7 (8182) 28-65-23 или на адрес электронной почты: biodiversity@kenozero.ru.