Прошел месяц с пожара в общежитии на улице Гагарина, 8, где огонь буквально уничтожил кровлю дома. Комнаты там оказались залиты водой, а жители остались без отопления и электричества. Кому-то пришлось снимать квартиру, но есть и те, кто до сих пор вынужден находиться в сырых стенах с разваливающимися потолками и атмосферой безысходности. Мы решили узнать, как сейчас живут люди, оказавшиеся в непростой ситуации, и что делает городская власть, чтобы им помочь.
На контроле у мэрии
После произошедшего власти ввели режим повышенной готовности, началась подготовка сметной документации. Сейчас крышу ремонтируют. Для этого, как сообщили 29.RU в пресс-службе администрации Архангельска, из резервного фонда города было выделено 4,1 млн рублей. В планах — доделать демонтаж в течение следующего месяца. На место выезжал и глава города Дмитрий Морев, чтобы оценить темпы восстановления кровли.
— Демонтаж поврежденных конструкций уже начался. Строители одновременно будут устанавливать стропила. Надеюсь, что такой подход позволит максимально сократить сроки ремонта, — отметил градоначальник.
УК «Фасад» при этом должна будет восстановить пострадавшие при пожаре элементы внутридомовых сетей в период ремонта, такую задачу перед управляющей компанией поставил департамент городского хозяйства.
Плесень есть, а денег на ремонт нет
Мы снова связались с жительницей дома Яной Спириной, которая была вынуждена переехать со всеми своими детьми (а у нее их пять) на съемную квартиру с посуточной оплатой. Семья Спириных так и не вернулась в дом на Гагарина, 8 — детям там находиться небезопасно: на стенах из-за сырости образовалась плесень, с потолков сыпется штукатурка, вся мебель испорчена. Комнатам срочно нужен ремонт, но все деньги уходят на съем жилья.
— Мы сейчас снимаем жилье в Соломбале, платим почти 20 тысяч рублей за двухкомнатную квартиру. Пока от государства ничего не получили, всё делаем своими силами. Конечно, возвращаться туда не хочется. Но надо делать ремонт, а пока на него денег нет. Там уже плесень пошла по всем стенам, сырость, с детьми там жить невозможно. Я стою в общей очереди на жилье уже четвертый год, но, так как дом не признан аварийным, давать ничего не собираются. И без разницы, многодетная ли я мама, — сидите и ждите, — рассказала Яна Спирина 29.RU.
Мать Яны пенсионерка Ольга Груздева осталась жить в квартире, чтобы хоть как-то привести всё в порядок, пока ее дочь с мужем работают. Она рассказала нам, что электричество теперь у них есть — его протянули с другого подъезда, с той части дома, докуда не добрался огонь в ту злополучную ночь.
— Порядки навожу, дышу плесенью. Прибираюсь, чтобы хоть какой-то уют был, чтобы подсыхало всё. Как же это оставить? Здесь еще плесень может пойти. Всё испортилось: и диван, и двухъярусная кровать, компьютеры, натяжные потолки, даже двери слетели с петель от сырости. Нужно сдвигать мебель, потому что всё прилипло к стенам. Детская больше всего пострадала. Как вот детям здесь находиться? Астму еще заработают. Не знаю, что и делать дальше, — рассказала Ольга Анатольевна.
«Вода, дрова, помои», или Маневренное жилье от горадмина
Некоторые квартиры в доме на Гагарина, 8 находятся в собственности проживающих там людей, как, например, в случае семьи Спириных. Но есть и те, кто живет в муниципальных квартирах. После ЧП администрация предоставила им маневренное жилье.
— Так как мы собственники, мы должны сами за свой счет делать, никто нам помогать не будет. А тем, у кого муниципальные квартиры, предоставляли маневренное жилье. Нашим соседям, например, дали на Сульфате, но там — вода, дрова, помои. Поэтому они отказались там жить, — пояснила Яна Спирина.
Ольге Архиповой с четвертого этажа как раз и «посчастливилось» получить такое маневренное жилье:
— Дали какое-то алкашное общежитие на Сульфате. Заходишь — темно, ничего не видать, ничего нет: ни туалетов, ни умывальников. Мы к соседу постучались, он говорит: «У нас всё в комнаты проведено давно». Поэтому живем здесь (на Гагарина, 8. — Прим. ред.).
Власти помогут чем смогут?
Жители, чье имущество было частично утрачено при тушении пожара, имели право написать заявление на материальную помощь. Как сообщили 29.RU в пресс-службе городской администрации, всего обратились 36 семей, но пока выплаты никто из жильцов не получал.
— В течение месяца собирались пакеты документов (жители приносили), была запрошена справка о пожаре в МЧС. Справка в администрацию округа поступила 21 мая, пакеты были сформированы полностью тоже этого числа. Документы направлены в департамент финансов, будет издано распоряжение, и начнутся выплаты, — пояснили в горадмине.
Так как полностью имущество в этом доме никто не утратил, на семью или одиноко проживающего гражданина по закону полагается до 14 000 рублей. Как считает Ольга Груздева, эти деньги на семью из восьми человек не покроют даже половины причиненного из-за пожара ущерба.
Квитки приходят те же
По словам жильцов, счета за коммунальные услуги им пришли те же, хотя после пожара в доме не было отопления и горячей воды (оплата за электричество там осуществляется по счетчику. — Прим. ред.). В администрации 29.RU пояснили, что для получения перерасчета жителям необходимо обратиться в управляющую компанию и получить справку, а затем — в «ТГК-2» за перерасчетом.
— Я вообще не знаю, где находится управляющая компания, на телефон они не отвечают, только счета приходят, и всё. И за содержание жилого помещения заплатили ту же стоимость, хотя здесь никто кроме меня сейчас не живет, платить за пустое место приходится. Все затихли, ничего не делают, — отметила Ольга Груздева.
Напомним, многоэтажка на Гагарина горела в ночь на 21 апреля, пострадавших и погибших не было. Жители эвакуировались самостоятельно — их разбудил сосед, который пошел гулять с собакой и увидел, что загорелась крыша. Как пояснили 29.RU в региональном МЧС, причина пожара всё еще устанавливается, назначена дополнительная пожарно-техническая судебная экспертиза.