Вечером 24 июля судно «Михаил Сомов» село на мель в Арктике. В этот момент на его борту находился Дмитрий Ковалев — заместитель начальника Арктического плавучего университета САФУ. В экспедиции он занимался ледовыми наблюдениями: фиксировал и описывал морской и материковый лед (айсберги), работал с космоснимками ледовой обстановки по маршруту судна. Сейчас Дмитрий вместе с остальными участниками экспедиции находится на борту «Профессора Молчанова» — туда его эвакуировали с застрявшего судна. О моменте столкновения с мелью он рассказал в своей атмосферной морской колонке.
Вся экспедиция САФУ собралась в кают-компании. Мы поздравляли именинника — студента САФУ Семена Крысанова с днем рождения. Поскольку в проливе был лед, то периодически чувствовались и слышались удары о корпус судна, все к ним уже привыкли, льдов в рейсе хватало.
Как раз в момент ответной речи Семена раздался особенно громкий скрежет и по корпусу пошла вибрация. Мы поначалу даже не обратили на это особого внимания: никакого удара не было, только скрежет и дрожь. Потом смолк вдруг шум машины, и наступила тишина. В этой тишине по громкой связи прозвучала команда всем механикам срочно подойти в ЦПУ.
Стало понятно, что что-то произошло. Официальная часть поздравления уже окончилась, и молодежь с гитарой отправилась в лабораторию. Решили собраться там, чтобы не мешать отдыхать команде. Остальные разошлись по каютам.
Про то, что сели на мель, я узнал позднее, но без подробностей. А на следующий день нас всех (все экспедиции) собрали в кают-компании.
Капитан Гиль пришел лично. Коротко доложил ситуацию. Сказал, что с мели сниматься пока не станет: сели мы надежно, «стоим как на постаменте», угрозы жизни пассажиров нет, но днище, вероятно, получило повреждения, и до прояснения этого вопроса попыток сняться предприниматься не будет. Все системы жизнеобеспечения судна и камбуз работают в штатном режиме, никто не пострадал (даже чашки со столов в каютах не попадали: мы не штормили вещи в рейсе — с погодой очень везло, везде тишь да гладь), запасы воды и продовольствия тоже в порядке.
«Штормить вещи» — здесь — закрепить вещи так, чтобы во время качки они никуда не упали и не потерялись.
Капитан предложил нам продолжать научную работу и попусту не волноваться — прямой угрозы жизни и здоровью пассажиров нет. Собственно, никто и не волновался, вопросов к капитану почти не было, спрашивали в основном, нужно ли чем-нибудь помочь. Собственно, на этом переживания кончились.
Дежурная шутка экспедиции:
— Дай мне, пожалуйста (неважно что — денег, карандаш, лист бумаги А4 и т. д.).
— Не могу: я на мели!
Исследователи занимались камералкой, продолжился курс лекций, начал репетиции самодеятельный театр. По вечерам, традиционно, разные мероприятия, викторины, просмотр фильмов — обычно на этих мероприятиях к нам присоединялся экипаж вертолета, мы с ними очень сдружились за время высадок.
«Камералка» — обработка материалов, собранных во время экспедиций и полевых изысканий
Потом подошел «Молчанов» с водолазами, и нас переселили на него. Заранее попросили собрать личные вещи и оборудование. На следующий день, как позволила погода, начали на лодках «Зодиак» и «Фрегат» (обе с «Молчанова») перевозить людей и вещи. Оборудование пока оставили на «Сомове»: был шанс, что рейс продолжится, если судно быстро сойдет с мели и повреждения минимальны.
На «Молчанове» всех расселили по каютам, капитан и старпом провели инструктаж, действия по тревогам, все поужинали и легли спать. На следующий день ждали, что судно сможет сойти с мели, но первые попытки не удались. Собственно, к этому моменту уже было принято решение, что продолжать рейс на «Сомове» мы не будем.
После этого мы с начальником экспедиции от САФУ и геологом вернулись на «Сомов» и упаковали оборудование, чтобы не пострадало при попадании брызг морской воды, подготовили его к перевозке на Молчанов. На «Сомове» очень помогли ребята из экипажа вертолета, огромное им спасибо! А на «Молчанове» нас уже встречали всей экспедицией, проблем не возникло.
Мы тепло попрощались с экипажем вертолета и с капитаном «Сомова» и направились с грузом, топливом и людьми на Известий ЦИК.
Ну и уже когда мы были на пути к островам Известий ЦИК, получили новость с «Сомова», что очередная попытка сняться была более успешной: удалось продвинуться, освободить нос судна, а затем уже сообщили, что с мели удалось сняться полностью. «Сомов» встал на якорь, а водолазы приступили к осмотру той части днища, что раньше была недоступна. Насколько я знаю, со слов старшего из водолазов, пробоина была всего одна, они готовились ее залатать, и «Сомов» мог бы своим ходом вернуться в Архангельск.
Мы же сегодня к четырем утра закончили разгрузку на Известий ЦИК (помогали добровольцы из числа пассажиров), высадили там сменный состав на метеостанцию и забрали тех, у кого вахта закончилась. И двинулись домой, в Архангельск.
По пути зайдем на Вайгач за волонтерами из «Чистого севера», они там разбирали сгоревшее здание метеостанции и убирали мусор. Мы их высаживали с «Сомова» в начале рейса, теперь вот подберем уже на «Молчанове».
Сам себе завидую: рейс получился очень хороший, насыщенный, богатый на события. И маршрут интересный.
Хотели бы поучаствовать в таких приключениях?