Город Доехать и выжить: архангельский автобус «проскрипел» свое 110-летие

Доехать и выжить: архангельский автобус «проскрипел» свое 110-летие

Сто десять лет назад Архангельск стал первым городом в России, где появился автобус. Наверняка тогда люди и представить не могли, во что превратится эта затея.

Сто десять лет назад, 19 июля 1907 года, в России официально было открыто автобусное движение. И случилось это в Архангельске. Тогда на улицы нашего города выехал автобус германской фирмы NAG. Нововведение горожане оценили – поездка на чуде техники стоила дешевле, чем на конной повозке. Сейчас, глядя на наши пазики, странно осознавать, что Архангельск стоял в самом начале пути развития автобусных перевозок в России. Не вяжутся с этим нынешние «кони». Может быть, поэтому город не отмечает круглую дату? Стыдно?

Первый автобус в Архангельск доставили в июле, второй – в сентябре 1907 года. В праздничные дни они ходили допоздна. Платить в вечернее время, правда, приходилось по двойному тарифу. Спустя четыре месяца после открытия движения в Архангельске, осознав крупную выгоду новшества, коммерсанты Петербурга и Москвы закупили автобусы для этих городов. В веке XXI же столичные жители архангелогородцам точно не позавидуют.

– Вы нас извините. Делегаций много приехало – все автобусы заняты. Пришлось это вот взять. Ну, нам ехать совсем недолго, потерпите, – такими словами несколько лет назад группу журналистов в Петербурге встретил представитель компании, которая вывозила народ в пресс-тур на свой объект. Столичные акулы пера, забравшись в предоставленную «карету», нос не воротили – и не к такому привыкли. Но возгласы удивления слышались: «Ну надо же, где-то еще есть такие!». А я, устроившись поудобней, подумала тогда: «Ну все, как дома. Пазик – прямо телепорт в Архангельск».

Общественный транспорт – одна из вечных тем, жалобами на которую архангелогородцы уже набили друг другу оскомину. А что делать? Не у всех есть деньги, чтобы разъезжать на такси или персональных авто. Альтернативы автобусам нет (трамваи и троллейбусы благополучно похоронили наши чиновники) – поэтому приходится каждый день нам трястись в старых скрипучих «вонючках», водители которых будто трупы привыкли возить, а не живых людей (судя по их стилю вождению). «Есть выходящие?», – кричат кондукторы. «Серега, там на Троицком полный ****** », – переговариваются о чем-то своем по рации люди за рулем. А ты стоишь (точнее, лавируешь), глядишь на самодельные шторки и не понимаешь: «Зачем нестись и тормозить так резко, что народ валится? И какое дело кондуктору, кто выходит на остановке? Почему бы им просто не останавливаться на остановках?».

Особенный смак – спешка во время посадки-высадки пассажиров. Архангельский автобус, как правило, очень спешит. Очень-очень-очень. А люди, которые долго заносят свои тела в салон, затаскивают, не дай бог, коляски, только мешают делу. Поэтому газовать нужно как можно раньше. Кто не успел запрыгнуть – я не виноват, как говорится. Периодически в социальных сетях появляются истории, как кому-то защемили руку-ногу во время посадки, как кто-то выпал. У меня, например, есть чудесная история полета в лужу на Троицком проспекте. Водитель решил, что время важней пассажиров и газанул со всей дури, когда я еще спускалась по ступенькам (дверь была открыта, конечно же). Падение смягчила огромная грязевая лужа (смех смехом, а был бы чистый асфальт – ободрала бы ноги в кровь). Короче, наш городской транспорт – это настоящая школа выживания. Отдельная песня – расписание автобусов. После 21:00 уехать проблематично даже из центра. Про отдаленные районы говорить вообще не приходится.

Столицей пазиков Архангельск называют не только на кухнях, но и в официальных кабинетах. Недавно уполномоченный по правам человека Любовь Анисимова в очередной раз «проехалась» по нашим автобусам. Сказала, что люди продолжают жаловаться на качество перевозок, власти – обсуждать эту проблему, а ситуация – оставаться неизменной. «Прогресса нет», – резюмировала тогда Анисимова. С ней наверняка не согласятся чиновники горадмина. Из стен администрации Архангельска периодически вылетают отчеты о том, что нового-хорошего сделано в сфере общественных перевозок: оптимизируются маршруты, закупаются новые автобусы (в том числе низкопольные, что очень важно для создания доступной городской среды). Насколько это все эффективно – покажет время. Пока же за окном – привычная картина. И даже новые автобусы поддаются старой заразе – матерящимся водителям да пролетающим мимо остановками, если ты не успел вовремя выкрикнуть заветное название.

Елизавета Белова получила высшее образование по специальности «газетная журналистика» в ПГУ имени М. В. Ломоносова. В разное время работала в деловых и общественно-политических изданиях Архангельска и Петербурга. Последнее место работы в городе на Неве – «Агентство бизнес новостей». За расследование о мошенничестве в сфере НПФ была номинирована на премию «Золотое перо» С 2012 по 2014 год была корреспондентом 29.ru. Вернулась в редакцию в апреле этого года.

Фото: Елизавета Белова
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
48
ТОП 5
Мнение
«Быстро, на ходу или целая церемония»: психолог рассуждает, что общего у секса и чаепития
Анонимное мнение
Мнение
Вы это замечали? Набережная Архангельска, где есть целый граффити-вернисаж
Анонимное мнение
Мнение
«Рожалки недостаточно»: журналистка 29.RU ответила депутату Госдумы, что еще нужно женщинам в России
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления