Пока в Северодвинске тысячи человек вышли на площадь на антимусорную протестную акцию, в Архангельске прошел куда более скромный митинг. У Соловецкого камня собралось 18 человек, чтобы помянуть убитого четыре года назад Бориса Немцова.
Мероприятие началось в 14 часов. Митинг условно разбили на две части — в первой вспоминали непосредственно Бориса Немцова, во второй обсуждали политическую ситуацию, сложившуюся в регионе.
Например, заместитель председателя Архангельского реготделения партии «Яблоко» Алексей Кузнецов рассказал о планах пройти в городскую думу Архангельска и «перевернуть ситуацию вверх ногами». По его словам, даже один оппозиционный депутат может существенно повлиять на ситуацию и решать вопросы.
— Сегодняшние так называемые оппозиционные кандидаты формально они поддерживают антимусорную позицию, кто-то скатался спустя полгода в Шиес, но они обеспечивают кворум! А большего Орлову и «Единой России» и не надо. Заявляйте, что хотите, а большего от них и не надо. Обеспечивайте кворум, а дальше «Единая Россия» проведет любой закон. Поэтому они продажные. Поэтому надо проводить свою политическую силу, — рассказал Кузнецов.
Из 18 человек, пришедших на митинг, выступающих было 6. Такую малочисленность организаторы связали с антимусорным митингом, который проходил за час до этого в Северодвинске. В середине мероприятия к Соловецкому камню возложили цветы.
— Нам отказали в проведении референдума в областном собрании. Сейчас коллеги [майора полиции Алексея] Огорелкова ходят, собирают данные по собраниям по референдуму. Уже полиция вмешивается, расследует, были ли собрания, — рассказал член партии «Яблоко» Юрий Чесноков. — Люди, которые изначально говорили «не трогайте Путина», сейчас понимают, что все нехорошие дела идут с центральной власти.
Были и довольно оригинальные идеи. Например, сторонник Вячеслава Мальцева Игорь Ермаченков призвал писать Илону Маску в твиттере.
— Что у нас боится вся эта власть? Она боится информации и свободы слова. Бюджет секретят, всё секретят. Сейчас главное оружие — это интернет, который тоже хотят урезать. Что можно предпринять? Сейчас Илон Маск есть такой. Он покрывает всю планету сетью бесплатного интернета. Есть такое предложение — написать ему в твиттер всем кому не лень. Чтобы он покрыл в первую очередь зону над Россией, а потом уже над всякими Африками, — выступил Игорь Ермаченков.
К 15 часам митинг плавно перешел в дискуссию. Например, Алексей Кузнецов обвинил организаторов антимусорных протестов 2 декабря и 3 февраля Александра Пескова и Дмитрия Секушина в цензуре — они не размещали на своих ресурсах информацию о бессрочном протесте, проводимым Кузнецовым. Он уже четыре месяца ежедневно встает в одиночный пикет у здания правительства области и возмущен, что это нигде не освещается.
— Те общественные организации, которые создались на антимусорной волне, они не присоединятся к политическим силам, потому что считают себя более перспективными, что ли. То же Секушинско-Песковское объединение, где они рулят, «Поморье не помойка», не разместили ни один из наших постов, что мы просили разместить, — выступил Кузнецов.
Ближе к концу митинга пришел мужчина, который громко стал требовать «говорить правду», грозился «сбить очки» с организатора митинга Юрия Щербачева, передразнивал выступающих и обсуждал их внешность.
В 15:15 митинг завершился. Желающие остались еще постоять и пообсуждать между собой политику.
Изначально организаторам отказали в проведении митинга, сославшись на то, что ДЮСШ им. Павла Усова будет делать там лыжный мастер-класс. В их уведомлении было сказано, что они хотят занять площадку с 10:00 до 17:30.
Это очень сильно возмутило инициатора установки Соловецкого камня Михаила Буторина. Он направил письмо с требованием объяснений в городскую администрацию и пообещал пожаловаться Путину.
Но в 14 часов, когда митинг начался, площадь была пуста. Оказывается, лыжники закончили кататься примерно за десять минут до мероприятия памяти Немцова.
Кстати, 3 февраля митингующих не пустили к Соловецкому камню из-за точно такого же мероприятия от тех же организаторов.
В прошлом году помянуть Немцова пришло около полусотни человек. В 2016 году — 30.
Ярослав Вареник