Помимо постоянных стычек между ЧОП «Гарант Безопасности» и активистами, вокруг маленькой станции Шиес в Ленском районе разгорелась настоящая информационная война. Охранники строящегося объекта недоумевают — что заставляет сотни людей приезжать в глухой лес без связи, жить в палатках и препятствовать работам? Корреспондент 29.RU пообщался с охранниками, рабочими и активистами, чтобы узнать их мнение — что же в самом деле будет построено на Шиесе и что заставляет людей приезжать на народную вахту.
Сотрудники «Гаранта Безопасности» крайне неохотно идут на контакт — большинство из них либо игнорирует вопросы в лоб, либо отвечает «без комментариев». Те же, кто соглашается поделиться мнением, не говорят, из какого региона они приехали и как их зовут. Но некоторые на условиях анонимности согласились дать комментарий 29.RU.
— Прежде чем приехать, почитал немного, открыл первую ссылку попавшуюся. Всё зашибись же! 500 новых рабочих мест будут. Это разве плохо? А протесты бесполезны. Это же не ты и не я решаем, а наверху. Если они захотят, то построят, — считает один из охранников. Он не местный, но откуда приехал, не рассказывает.
По словам охранника, он работает здесь несколько месяцев, про протесты в Екатеринбурге и Рикасихе никогда не слышал. Сам впервые видит, чтобы люди так выходили против чего-либо, но «работа есть работа». Говорит, что активисты ему не мешают, «главное, что деньги платят». Считает, что людям кто-то платит, чтобы они приезжали сюда и мешали работам. Правда, чоповец не смог сказать, кому это выгодно. На вопрос, что же он тут охраняет, ответил «будущий мусороперерабатывающий завод».
Второй представитель «Гаранта Безопасности», с которым удалось поговорить, только-только заступил на вахту — он на Шиесе первый день. Про объект предварительно ничего не читал, что здесь будет построено — его не интересует. Говорит, куда охранное предприятие, где он работает, отправило, туда и поехал.
— Объект даст 2000 рабочих мест! А где сейчас местному населению-то работать? Мне лично активисты не мешают, у меня работа такая. А вот рабочим, наверное, да, когда под ковш лезут. Они же все проплачены наверняка, — рассуждает чоповец.
На Шиесе корреспондент 29.RU провел несколько дней. За это время поговорить удалось с несколькими сотрудниками ЧОПа, все они признаются, что активисты им не мешают. Это же сказал Игорь Попов. Он там, в охране, за главного. Правда, должность свою называть не стал.
— Вы спросите у активистов, кто я. Меня тут все знают.
На вопрос, почему, на его взгляд, активисты приезжают на вахту, Попов ответил: «Наверное, они думают, что здесь будет мусорный полигон».
Говорить о том, что же на самом деле тут строят, собеседник 29.RU не стал. Мол, не уполномочен ответить, потому что он «здесь не ведет никакого строительства». Игорь Попов сослался на прошедшую накануне пресс-конференцию для прилетевших на вертолете журналистов из Архангельска, где «представитель заказчика отвечал на вопросы». Но по какой причине ЧОП оградили территорию и не пустили туда уже присутствующих на Шиесе корреспондентов 29.RU, «МБХ-Медиа» и «7х7», Попов затруднился ответить. Почему охранники не пускали никого на территорию объекта во время задержания Древарха, мужчина тоже не знает.
Еще Попов рассказал, что «наказал сотрудников ЧОП, которые были неправомерны в своих действиях» — били людей. Как именно, узнать не удалось — охранник сослался на «конфиденциальную информацию».
Сотрудники ГБУ «Автомобильные дороги» из Ростова и Ярославля, которые занимаются строительными работами на Шиесе, приезжают на Шиес на двухнедельные вахты. Думают, что тут будет мусоросжигательный завод. Или что-то вроде того. Об этом, по их словам, говорится на висящих у них в общежитии и на оборудовании листовках.
— По-моему, будет завод. Потому что я смотрел, будет аналог какой-то швейцарской фигни. И оно там перерабатывается в топливо. Ну я видео смотрел, точно не помню, — рассказал 29.RU один из рабочих.
Про активистов, выступающих против строительства на Шиесе, рабочие думают примерно как и охранники. Что им кто-то платит. «Может быть, у нас хозяин один и тот же, чтобы отмыть деньги», — шутят они между собой. Услышав, что на Шиесе хотят брикетировать мусор, мужчины сильно удивились. Об этом им никто не говорил раньше.
— Вот из-за этого активисты, наверное, и против, чтобы с Москвы не гнали. Если бы для них именно построили, тогда нормально. Отстаивают они Север, да? Не нравится им брикетированный мусор… — сказал второй рабочий.
На момент разговора с корреспондентом 29.RU у трех сотрудников «Автодорог» шел последний день вахты. На вопрос, вернутся ли они сюда, мнения разделились. Один сказал, что приедет, если здесь не будет активистов. Второй — что поработает еще, если будет уверен, что здесь построят завод. Третьему всё равно — «разницы нет, главное, лишь бы зарплату платили».
— Надеюсь, что протесты к чему-то приведут. Просто, наверное, активисты взбунтовались, потому что им ничего не показали, всё втихую стали делать. Надо было презентацию провести. А так втихую — некрасиво. Главное, чтобы не брикетировали, чтобы переработка была, — сказал рабочий.
Активисты же уверены — здесь будут брикетировать мусор из Москвы, и ставят под сомнение, что технологии будут соблюдаться.
— Я сходил на митинг 19 мая и услышал, как призывают ехать на Шиес, потому что здесь не хватает людей. Я подумал, что здесь я нужнее, чем где-либо еще, — рассказал агроном Александр, который впервые приехал на Шиес. — В любом социальном конфликте найдется множество сторон, готовых спекулировать и отстаивать свои собственные выгоды. Моя выгода — общечеловеческое благо, которое заключается в природе. Человек не должен уходить от природы, не должен терять связь с землей. Мы вышли из культуры земледельцев. Я не знаю, как так получилось, что над землей совершается такое насилие. Что произошло с людьми, которые соглашаются на это? Как люди, которые управляют нами, соглашаются принимают такие решение? Мне не понять, как у них функционирует душа, что ли, что они позволяют себе такие поступки.
Михаил из Сыктывкара настроен решительно. Он не готов сдаваться, даже если экспертиза, которая начнется после 15 июня, покажет, что строить объект можно.
— Будем действовать по ситуации, делать всё, чтобы этого [строительства] не произошло. Мы будем бороться за свой чистый Север. Все люди — Архангельская область, Республика Коми, уже нас Вологда поддерживает. Я надеюсь, вся Россия проснется и увидит, что в стране происходит бог знает что, людей не слышат. Хотят задавить голос народа — не получится этого. Люди хотят здесь жить, и они будут отстаивать свою правду до конца. Мы все здесь прекрасно знаем, что здесь болото и здесь строить нельзя. Мы этого не допустим, — говорит Михаил.
На Шиес приезжают даже с маленькими детьми. Так поступил один из активистов с Коряжмы.
— Если я приехал сюда с детьми, рискуя своей жизнью, то что это значит? Что мне можно предложить, чтобы я согласился с тем, чтобы здесь сделать свалку? — спрашивает коряжемец Сергей.
Ярослав Вареник