На 435-летии Архангельска поздравить со сцены горожан вышел губернатор Игорь Орлов. Во время его выступления из толпы доносился свист, крики «позор» и «в отставку». Сам губернатор позже заявил в интервью изданию «Говорит Москва», что «не видел» ничего подобного. При этом в подобной ситуации Игорь Орлов оказался не в первый раз, на торжестве в честь Дня России часть публики также его освистала. В обоих случаях протестная инициатива исходила от активистов, которые выступают против строительства мусорного полигона на Шиесе. Как же глава региона должен вести себя в ситуации, когда народное недовольство его работой выходит за рамки политических собраний? За советами мы обратились к экс-губернатору, кандидату в губернаторы, председателю партии и столичным политологам.
Михаил Машковцев, губернатор Камчатского края с 2000 по 2007 годы
— По своему опыту могу сказать — всем мил не будешь. И у меня было соотношение 70 процентов за меня, 30 процентов категорически против моих решений. Честно говоря, очень не люблю борцов за экологию по принципу: «Пусть погибнет мир, но торжествует чистота». Так не бывает. И я в свое время борцам за экологию говорил: «Вы живете в городе по городским законам, а изображаете из себя лесных жителей». Поэтому в этом отношении надо разбираться детально. Если объективно грубое нарушение экологического состояния [на Шиесе], если это объективно верно, то губернатор должен к этому прислушаться. Если только к этому претензия, то губернатор обязан поменять свое решение. А если претензий много, то он должен уйти в отставку. Если говоришь, что не слышал и не видел [недовольных со сцены], то посмотри на людей, послушай их. Нельзя уходить от них, закрывшись в кабинете. Либо собери их в самом большом зале города или на площади, но выйди и поговори с людьми. И не прячься за охраной. У меня вообще охраны не было, я ходил и говорил с народом. С людьми надо общаться и находить общий язык.
Дмитрий Солонников, политолог, директор Института современного государственного развития
— То, что в различных частях страны могут размещаться полигоны по утилизации мусора, на мой взгляд, не является никаким криминалом. Это может быть инвестиционный проект. Вопрос — как он подан и как с ним работают. Москва — самый богатый субъект нашей страны. Разумеется, она имеет возможность предложить инвестиционные проекты любому региону: «Мы готовы предложить условный миллиард за размещение современного полигона в вашей области». На мой взгляд, многим регионам это будет очень перспективно, это нормальный бизнес, политический и бюджетный процесс. Главное, чтобы всё делалось открыто. А здесь проблема в том, что открытости никакой не было. Людям это свалилось как снег на голову. И позиция губернатора должна быть такой — максимально открытая информация. Максимальное привлечение внимания и дальнейшие переговоры с инвесторами. Его [Игоря Орлова] освистывают не просто так, а в связи с этой ситуацией. Ему ситуацию надо переламывать. Это же не на пустом месте появилось. Раньше никто не освистывал, и тут появились люди со свистульками. Надо менять ситуацию, а не свистульки запрещать. Нужно идти в сторону большей открытости. Вот этот стул выбивать из-под ног оппозиции. Возглавить информационное поле. У Орлова с этим проблемы, он не очень любит работать с открытостью, это правда.
Дмитрий Гудков, экс-депутат Государственной думы, председатель «Партии перемен»
— Во-первых, политик должен учитывать мнение общества, граждан. А для того, чтобы учитывать, он должен с людьми просто общаться. Не с подставными, которых привозят. А выходить и понимать, что люди хотят. И должен защищать интересы региона и избирателя, чего у вас не происходит. Губернатор должен именно защищать интересы региона. Поскольку в регионах выборы проходят через муниципальные фильтры, а это, по сути, назначение, а не избрание, они зависят от Кремля, зависят от начальников, а не от мнения избирателей. Он защищает интересы тех, кто его назначил. Невозможно давать ему [Игорю Орлову] советы, потому что у него другой приоритет. Необходимо вернуть прямые выборы, обеспечить допуск оппозиции, и тогда губернатор будет защищать мнение избирателей.
Евгений Минченко, политолог, директор Международного института политической экспертизы
— Из того, что я вижу на видео, там не массовый протест, а есть группа активистов, которая собственно выкрикивает какие-то речевки, свистит и так далее. Человек 10–20. Проблема эта известная, она существует во всем мире, и подобного рода нападкам подвергается любой политик. И вот из недавнего подобного рода видео помню, когда атаковали Джастина Трюдо, премьер-министра Канады, и он просто удерживал свою позицию, говорил, что вы имеете право на свои взгляды, но мы эти взгляды не разделяем. Хорошим противоядием является наличие собственной базы сторонников. Проведение таких форматов, в которых видно, что у политика есть не только противники, но и сторонники. Форматы ведь разные бывают. Это, например, встречи со сторонниками, где видна единодушная поддержка.
Михаил Амосов, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, кандидат в губернаторы Санкт-Петербурга
— Мне кажется, что политик должен разговаривать с людьми. Объяснять реальные проблемы. Наверное, у него же есть какие-то аргументы в пользу полигона в Шиесе. Это решение же как-то принималось. Значит, были какие-то аргументы. Видимо, их надо выкладывать на суд общества.
Ярослав Вареник