Архангелогородка Дарья Овчинникова — одна из самых молодых протестующих против строительства мусорного полигона. Она подключилась к движению «Поморье — не помойка», когда ей было 17 лет. Дарья неоднократно бывала на Шиесе. Она постоянная участница бессрочной акции в центре Архангельска, не раз выходила на уборку территорий и уже сортирует мусор. Что это изменило в жизни девушки и как сегодня она рассуждает о происходящем в Ленском районе — в материале на 29.RU.
«Мне казалось раньше, что всё хорошо в стране»
Дарья учится на втором курсе в Архангельском педагогическом колледже. Сейчас она активно участвует в движении «Поморье — не помойка», практически ежедневно посещает бессрочную акцию протеста на площади Ленина. Это, по её словам, «занимает большую часть» её времени.
— О Шиесе я впервые услышала 2 декабря, когда пришла на митинг к Соловецкому камню. Встретила очаровательную женщину, которая рассказала мне всю историю о Шиесе.
В тот момент я подумала, что чего-то не понимаю в нынешней жизни. Мне казалось, что всё хорошо в стране,
но потом я начала копать информацию о Шиесе, нашла «Поморье — не помойка», следила за новостями. Потом был согласованный митинг в феврале, но я его пропустила, меня не было в городе, но смотрела прямую трансляцию. Меня радовало, что количество людей, пришедших на митинг, увеличилось. И количество знающих о Шиесе тоже, — рассказала Дарья.
Родственники Дарьи, по её словам, поддерживают лидера ЛДПР Владимира Жириновского. Она же сама никогда не доверяла политикам и не интересовалась этой темой. И окончательно разочаровалась после событий на Шиесе.
— До Шиеса я просто не любила Путина. А сейчас я чувствую презрение и мне очень стыдно за его действия. Шиес открыл мне глаза на происходящее не только в Архангельске, но и во всей стране.
Исполнилось 18 — поехала на Шиес
Активное участие в бессрочной акции протеста Дарья стала принимать с 8 апреля, на следующий день после того, как она была объявлена.
— На данный момент я ответственная за выездную бессрочку. Мы выезжаем к торговым к центрам с агитационным материалом, раздаем людям, клеим на машины наклейки и всячески информируем граждан, которые по тем или иным причинам не могут подойти на площадь, будь то госслужащие или люди с отдаленных районов.
Кроме выездных бессрочек с раздачей агитационных материалов, девушка принимала участие и в мероприятиях по уборке берегов, например на Кегострове или набережной. Затем ей исполнилось 18 лет, и она решила, что может отправляться на Шиес.
— Я не собиралась ехать сразу после своего дня рождения, но мне позвонили и сказали, что у меня есть полчаса, чтобы собраться, и спросили, поеду ли я. Я решила, что это мой шанс, мне нужно туда ехать. Всё получилось очень спонтанно.
Перемены в мировоззрении и в быту
В первую поездку Дарья пробыла на Шиесе четыре дня. И до сих пор вспоминает об этом на эмоциях:
— Когда я приехала, у меня всё перепуталось между собой — гнев, радость, сумбур в голове. С одной стороны, мне не нравится отношение власти к происходящему в Шиесе, потому что там невероятно красиво. Зачем губить эту красоту и создавать угрозу здоровью многих людей? С другой стороны, я чувствовала восторг от доброты всех, с кем познакомилась там. Ты приезжаешь, и тебя встречают десятки единомышленников. Не успеваешь зайти в лагерь, а с тобой уже все обнимаются, здороваются, выделяют тебе палатку, вещи. Всё очень душевно, и атмосфера затягивает.
Из-за выездных бессрочек, как признаёт сама Дарья, она стала более коммуникабельной — теперь ей легко разговаривать с незнакомыми людьми.
— Шиес повлиял на мое отношение к будущему, если рассуждать о себе и близких. Мне бы не хотелось, чтобы моя младшая сестра жила в плохой экологической атмосфере. Хочу, чтобы она радовалась жизни и могла так же, как я сейчас, выезжать отдыхать на природу.
История с Шиесом вдохновила молодую экоактивистку на личные эксперименты — Дарья начала сортировать мусор дома по четырем фракциям: бумага, органика, стекло и неперерабатываемые отходы. К культуре РСО она приучила и своих родственников.
Мы спросили Дарью, не повлияла ли её вовлеченность в дела бессрочки на учёбу.
— Меньше времени теперь уделяю учебе, но направления моей деятельности расширились. Я могу теперь обсуждать с учителями те темы, которые раньше не затронула бы. Например, на Шиесе я встретила преподавателя русского и литературы, а на бессрочке есть преподаватель истории. Здесь можно узнавать что-то новое и интересное помимо Шиеса. Учителя относятся к моей деятельности неплохо. Они интересуются проблемой и даже спрашивают у меня, какие новости.