Прошло второе судебное заседание по делу Андрея Боровикова, которого судят по статье 212.1 УК РФ за неоднократное нарушение порядка проведения митингов. Сегодня судья должен заслушать свидетелей по делу, в прошлый раз они не пришли. Что грозит архангелогородцу? Вероятно, пять лет тюрьмы, штраф до миллиона рублей или условный срок.
На первом заседании Андрею Боровикову зачитали обвинение. Ему вменяют организацию митинга 7 апреля — он якобы управлял колонной людей, направляя её на проезжую часть Троицкого проспекта.
У Боровикова до сих пор действует судебный запрет на участие в публичных мероприятиях, общение с участниками и организаторами протестной акции 7 апреля, использование телефона и интернета для организации митингов, демонстраций или пикетов.
Комментарий Боровикова перед началом заседания
Что скажут свидетели, которые не пришли на первое заседание? Об этом мы спросили Андрея Боровикова, и вот что он ответил:
— Я ожидаю от них услышать то же самое, что я читал в материалах своего дела, что они присутствовали на празднике здоровья, увидели большое количество людей и почувствовали агрессивность этой толпы. Как они мне и написали. Это звучит смешно, потому что у нас большая и шумная толпа ходит и на День города, и на 9 Мая. Это не говорит о том, что толпа агрессивная, раз кричит громко всякое. Будут и такие свидетели, которые ничего опасного не увидели. Так как дело притянуто за уши, ничего интересного в свидетельских показаниях не будет, кроме того, что они испугались, при том что никто и не пострадал.
Судебный пристав перед началом заседания пригрозил составлять протокол на всех, кто будет снимать в зале суда.
В зале суда перед началом было спокойно и тихо.
— Что-то с утра вы не такие активные, как днем. Не проснулись ещё, — говорит Андрей.
— Сейчас судья колыбельную прочитает, и все заснут, — шутят в зале.
Первый свидетель — директор АГКЦ
С началом суда в зал вошла свидетель Ольга Абакшина, директор АГКЦ. С Андреем не знакома.
Присутствующему в зале Руслану Ахметшину из «группы поддержки» Боровикова ходатайствуют о фотосъемке. Сторона обвинения против, Андрей — нет. Судья запретил фотосъемку.
— Я хочу пояснить, что учреждение, возглавляемое мной, было исполнителем заказа, — говорит Ольга Абакшина.
Нам было заказано провести праздник здоровья продолжительностью три часа
— Заказчиком был центр «Архангел». Мы приехали заранее. В течение двух часов все шло своим чередом. Потом подошла толпа народа, мы поняли, что продолжать мероприятие бессмысленно, и мы его свернули. Находились на площади до того момента, пока все оборудование не было вывезено.
Ольга Абакшина сначала сказала, что пришла в 11:00, потом, что праздник начался в 11:00, а она пришла в начале 11:00.
Кстати, вот так прошёл митинг 7 апреля, главным лозунгом которого стала фраза «Мы не шелупонь».
— Программа предполагает зрителей, которые программу смотрят. Понятно, что толпа пришла с другими целями, не интересовалась тем, что на сцене. Поэтому нам пришлось закончить, — говорит свидетель Абакшина. — Толпа пришла где-то спустя полтора часа после начала. Они окружили сцену. В тот момент, когда на сцену стал кто-то заходить, была команда освободить сцену.
Кто зашёл на сцену первым, свидетель не знает. Может, это был Древарх? Кто ещё мог первым забраться.
— Были какие-то выкрики, лозунги. Что-то там «позор», что-то про помойку. Традиционно, — говорит свидетель. — Когда увидели, что нет смысла продолжать, собрали все имущество. Мы находились на площади где-то в течение часа. Уехали с коллективом вместе, когда убедились, что происходит демонтаж сцены.
— В толпе люди активно себя вели. Толпа не молчала, были какие-то лозунги, выкрики. Все, что происходит на митинге. Мне кажется, кричали и вместе, и кто-то отдельно, потому что там был мегафон. Но, повторюсь, у нас были свои задачи, было не до этого. Покинули площадь, потому что было шумно, никто и не слушал, что происходит на сцене. Какие-то выкрики «позор» были, я так полагаю, в адрес и тех, кто организовал мероприятие. В любом случае ситуация необычная, — говорит свидетель Ольга Абакшина. — В руках у кого-то из людей был мегафон. Лозунги, какие-то плакаты. Я не знаю этих людей.
Абакшина не помнит, кто был с мегафоном и что этот человек выкрикивал.
— Мероприятие называлось «Всемирный день здоровья». Нам его заказали примерно за две недели, — говорит свидетель.
Диалог подсудимого Боровикова и свидетеля Абакшиной
Вопрос от Андрея:
— Вы сказали, что к вам на праздник приходят люди, которые хотят посмотреть. Почему вы решили, что люди, которые пришли на площадь, не ваши зрители?
— Потому что они шумели, — ответила свидетель.
На городских праздниках люди не шумят обычно, если того не требует сценарий. На тот момент сценарий этого не требовал, там песня была