Перспектива объединения Архангельской области и НАО становится всё более явной. Врио губернатора Поморья Александр Цыбульский и врио главы округа Юрий Бездудный подписали сегодня соответствующий меморандум. Зачем это нужно и как отразится на региональной предвыборной гонке, мы спросили нескольких экспертов. Высказались политический психолог из Санкт-Петербурга Александр Конфисахор, доктор экономических наук Николай Залывский. В этих карточках мы представили мнение политолога, директора Института современного государственного развития Дмитрия Солонникова.
- При назначении Цыбульскому дали задачу объединить регионы?
- Зачем нужно объединение?
- Объединение — повод для протестов?
- Что это дает Цыбульскому как потенциальному кандидату?
- Большим регионом управлять сложнее?
- Насколько крепки позиции Цыбульского в регионе?
- Как Цыбульский показал себя в Москве и НАО?
При назначении Цыбульскому дали задачу объединить регионы?
— Да, я думаю, что, когда делалась эта рокировка, — Цыбульский переходил в Архангельскую область, его заместитель становился главой НАО — уже подспудно имелось в виду, что проект объединения будет запущен. Уже тогда об этом говорили политологи. Я думаю, так и было на самом деле.
Мы можем вспомнить историческую перспективу. На самом деле, в момент первой волны объединения субъектов с 2003 по 2008 год проект объединения НАО и Архангельской области тоже был в повестке дня. И данное объединение тоже рассматривалось как готовящееся. В принципе, уже тогда оно могло состояться. Начался кризис 2008 года, стране стало не до больших изменений, и проект был отложен.
В отличие от других проектов, реализованных в тот период, ситуация на Северо-Западе была несколько иной. Если во всех других пяти объединениях, состоявшихся в нашей стране, когда небольшое национальное объединение вливалось в состав большого соседнего субъекта, именно это небольшое национальное объединение было максимально дотационным, и попытка выравнивания экономического положения была за счет участия большого субъекта в жизни малого, и рассматривалось объединение как возможность получения новых инвестиций из федерального центра. Поэтому проекты были остановлены в 2008 году из-за нового витка экономического кризиса, невозможности федерального центра финансировать вот эти объединительные процессы.
В условиях НАО и Архангельской области ситуация другая. До 2008 года НАО, наоборот, был драйвером роста. Социально-экономическое повышение в автономном округе было заметно лучше, чем в Архангельской области. И объединение для жителей НАО казалось не столь необходимым.
Зачем нужно объединение?
— Происходящие в последнее время скачки цен на нефть показывают, что не все так спокойно. Высокие цены на нефть — в НАО все хорошо, падение нефти, как сейчас мы видим, — и возникают серьезные проблемы с инвестициями, социальными обязательствами, с формированием бюджета в данной ситуации. То густо, то пусто. В этом отношении большая Архангельская область гораздо стабильнее. Не сказать что у нее блестящее социально-экономическое положение, но, по крайней мере, стабильное. Такое демпфирование рисков от скачков цен на углеводороды в ситуации объединения субъектов вполне логично. Сейчас, когда цены на нефть минимальные, и сколько это продержится, никто из экономистов реально не знает. Прогнозы всякие — и до конца года, и в течение нескольких лет. И сейчас удобный момент, чтобы процессы, запущенные в начале 2000-х годов по объединению «матрешечных» субъектов, которыми являются НАО и Архангельская область, наконец завершить. Вот минимальные цены на углеводороды, в этих условиях понятно, почему в этих условиях может состояться объединение, для жителей НАО.
Во-первых, мы привыкли жить за счет углеводородов, и те, у кого есть нефть, кажутся гораздо более богатыми. Но это традиция для нашей страны, 40 процентов доходной базы бюджета Российской Федерации формируются за счет продажи углеводородов. Но именно сейчас они и создают основную проблему.
Кроме этого, я бы обратил на другой момент внимание. Вопрос Севморпути. Бессмысленная конкуренция между Нарьян-Маром и Архангельском за строительство глубоководного порта и за федеральные деньги на это строительство в случае объединения двух субъектов так или иначе будет прекращена. В этом отношении такой пряник для жителей НАО: давайте все-таки построим глубоководный порт там, а Архангельск откажется от своих претензий — был бы логичным. Это было бы понятно и заметно для жителей НАО. Ну и не говоря о постоянно обсуждаемых, но так и не реализуемых проектах транспортного соединения Нарьян-Мара с Большой землей по суше, чтобы не было необходимости пользоваться только самолетами или северным завозом, в условиях единого субъекта, наверное, тоже будут решаться проще.
Никто не говорит, что завтра появятся автомобильная трасса или железная дорога. Но решение вопросов будет заметно проще. Причин для объединения достаточно много. Объяснить жителям НАО, какие плюсы будут в случае объединения, здесь реально. Мне кажется, что экономическая конъюнктура подталкивает к тому, что сейчас этот процесс можно довести до логического завершения. Если подождать, пока нефть будет дороже 60 долларов, снова все встанет, снова для Нарьян-Мара процесс станет совершенно бессмысленным.
Объединение — повод для протестов?
— Для протестов может стать любое движение — протесты же делаются не только из-за того, что кому-то что-то не нравится, а чтобы протесты были. Это, как мы сейчас видим: президент не выдает деньги населению — протесты в интернете, почему не раздают. Президент объявил о раздаче денег — протесты в интернете, зачем раздают деньги. Вот то же самое. Объединять — значит, будут протесты против объединения, не объединять — могут быть протесты: «Почему нас забыли, почему нас никто не объединяет?» Конечно, протесты будут. Любое действие власти будет использовано отдельными политиками, оппозиционными силами, чтобы поднять свой авторитет, напомнить о себе в текущей повестке дня. Да, будут протесты, а что тут такого? Это нормальная политическая жизнь, ничего тут такого нет.
Что это дает Цыбульскому как потенциальному кандидату?
— Я думаю, что для Цыбульского это может быть интересная повестка. Если это будет раскручено в медиа как большой социально-экономический проект, а не просто бюрократическое движение: взяли два губернаторских аппарата, объединили в один — вот и всё. Если это уйдет за рамки обсуждения только чиновничьих проблем: сколько будет вице-губернаторов, сколько будет фонд заработной платы — а будет речь о реальных делах, которые увидим здесь и сейчас, то, о чем мы говорили: транспортная связность региона, большие инвестиционные проекты федерального центра. Если будет понятно, что это сдвинется с мертвой точки, то это, конечно же, будет для него плюсом в избирательной кампании. Если все погрязнет в чиновничьих мелких разборках, войне бульдогов под ковром, то это будет минусом для него. Я думаю, что политтехнологи у него грамотные, они справятся с данной задачей.
Большим регионом управлять сложнее?
Я не думаю, что усложнится управление регионом, у нас есть регионы больше, чем Архангельская область с учетом НАО. У нас есть Красноярский край или Республика Саха (Якутия) — тоже управляются. Вот тут я не вижу никакой сложности. Наоборот, логика связности региона увеличится. Новая Земля гораздо ближе к НАО, чем к Архангельску, но относится к Архангельской области, а не к НАО. В общем, логика есть.
Насколько крепки позиции Цыбульского в регионе?
— Насколько крепки позиции, сейчас казать, наверное, нельзя. Еще ста дней не было, как он назначен. После ста дней можно говорить. Сейчас он играет на отрицании предыдущего руководства. Он отстаивает свой образ от того негатива, который был у Орлова. Отстаивает достаточно грамотно. Он выступил с проблемой Шиеса, и явно выступил на стороне жителей региона. Это позитивно, это хорошо.
За ним нет никакого антирейтинга, что тоже важно в данной ситуации. Пока у него все неплохо. И мне казалось, что выборы он может выиграть и без серьезных изменений повестки дня. Не надо рассматривать, что без проекта объединения Архангельской области и НАО у Цыбульского были бы проблемы с избранием. Да нет, не должно было быть проблем. Но сказать, что у него крепкая, уверенная позиция — нельзя, его совсем недавно назначили. У него отрицательного нет пока ничего, поэтому это хорошо.
Как Цыбульский показал себя в Москве и НАО?
— Про Москву ничего особенного сказать нельзя. Да, он был одним из крепких заместителей министра, у него все в этом отношении было позитивно. Молодой, перспективный, развивающийся. Он из этого призыва молодых технократов, которых начали из федерального центра, из жизни внутри Садового кольца отправлять по субъектам Федерации. Многими это рассматривается как возможность формирования нового большого федерального кадрового резерва для того, чтобы набирать кадры для федерального руководства.
Нужны кадры, которые знают не только жизнь в тиши министерских кабинетов, но представляют, как живут люди на территории, чем живет реальная земля, чем живет глубинка, субъекты Федерации. И таких замминистров и чиновников среднего федерального уровня, направленных в субъекты Федерации, было достаточно много. Цыбульский — один из них. Из этой плеяды он принципиально не выделялся ни в позитивную, ни в негативную сторону. То, что он в нее попал, говорит о том, что на него в Москве федеральное руководство обратило внимание, рассматривая его как перспективный, молодой, растущий управленческий кадр для дальнейших больших проектов.
То, что он себя зарекомендовал позитивно в НАО, привело к тому, что ему поручили следующий большой проект. Явно Архангельская область, а уж тем более Архангельская область, объединенная с НАО, — проект федерального масштаба на фоне повестки дня с развитием Севморпути, с арктической тематикой. Какое-то время он будет заниматься этим. Возможно, будет и дальше востребован в рамках развития и его личной карьеры, и необходимости призыва новых кадров на федеральное руководство. Пока что негативных очков, никаких черных шаров он не получал ни в Москве, ни в регионе. Дай бог ему успехов, чтобы сейчас он справился.