Губернатор Архангельской области ответил на вопросы редакции 29.RU в прямом эфире. Главный редактор Елена Ионайтис спросила, что он думает об отказе людей от вакцинации, некоторых такая позиция даже выводит на несогласованные по итогу митинги. Что движет людьми: недоверие к власти или неосведомленность, недостаток информирования?
— Это вопрос непростой, я много о нем думал, — ответил Александр Цыбульский. — Какие-то люди действительно уже выражали свою гражданскую позицию, и делали это активно. Это непростое решение для каждого, связанное с твоим здоровьем. И сегодня есть огромное количество недостоверной информации в интернете. Мы живем в удивительное время. В таком, знаете, информационном апокалипсисе. Даже мы зачастую иногда не можем разделить, где правда, а где ложь. Я, как и все, тоже иногда смотрю всякие ролики, в том числе антипрививочные: настолько убедительно порой манипулируют фактами, что думаешь: может, и правда?
Губернатор после такого даже звонит врачам, чтобы понять, как на самом деле. Причем сам говорит, что и среди представителей этой профессии есть те, кто относился к вакцинации с осторожностью.
— Большинство врачей с именем так думали. И мне говорили: «Ну, Саша, я бы не торопился. Новая вакцина, пока ничего не известно». Но сегодня я вам скажу так: 90% из них полностью поменяли свое мнение. Кто-то переболел. И так, что еле выкарабкался.
Цыбульский сказал, что вакцинация — повод выразить свое несогласие с властью.
— Сегодня любой повод для этого используется, а здесь повод, который касается каждого из нас. Касается нашего здоровья и нашей жизни. Поэтому используется как попытка донести или сформировать недовольство. Это, к сожалению, есть и будет. Говорят, что раскололи общество на две части. Еще мне нравится, как говорят, что через QR-коды за нами будут следить. Я вам честно скажу: у нас у всех смартфоны, и с точностью до метра фиксируется, где вы были, сколько времени вы там провели. Я сам недавно об этом узнал и был удивлен до глубины души, что каждый шаг фиксируется телефоном, и непонятно, куда эта информация отправляется. А по банковской карточке сегодня делается психологический портрет клиента. С удивительной точностью подмечаются ваши психологические черты и привычки! И я говорю открыто, что QR-код никаких данных никуда не сольет и не отдаст. И отслеживать вас по ним не смогут.
— Но вы себе объясняли природу этого протеста? — спросила Елена Ионайтис. — Это граждане или это некие организации, которые на протест вдохновили? Просто Владимир Путин уже открыто сказал на пресс-конференции, что те, кто руководил еще в советское время большой страной и довел ее до распада, сегодня стоят в первых рядах тех, кто борется с вакцинацией. «Нечестная позиция, которая позволяет повысить рейтинг». У нас как?
— Здесь нельзя однозначно ответить на этот вопрос. Вы меня подталкиваете, я понимаю, к какому ответу. И я скажу откровенно. С одной стороны, этот вопрос волнует действительно большое количество людей, которые решение еще не приняли, — им надо объяснять. А есть другая категория людей, которые были активны и в тот день (во время прямой линии губернатора на площади Ленина проходил митинг. — Прим. ред.). Но эти люди активны в любой день и по любому поводу. У них есть позиция по любому спорному вопросу, который возникает. И они всегда находятся впереди так называемого протеста. И ничего плохого в этом нет, это их жизненная позиция — несогласие с чем-то, что делает власть. Хотелось бы, чтобы это несогласие формулировалось более четко. И не только лозунгами, но и предложениями, что можно сделать, и я готов это услышать. Человек имеет право высказать свое мнение, я конструктивно отношусь к критике, она может повлиять на управленческие решения, но, к сожалению, так не всегда бывает. Люди не могут быть специалистами во всех областях, начиная от ТКО, заканчивая вопросами вакцинации. Я очень аккуратно отношусь к этому вопросу, и я лучше посоветуюсь с врачами, чтобы понять, объективно это или нет, чтобы не передавить с ограничениями — бессмысленными, если в них нет конкретной цели уберечь людей. И когда ситуация, как сейчас, становится лучше, я считаю, надо дать почувствовать людям жизнь такой, какая она есть на самом деле. Но есть и обязательные вещи, которые необходимы для сохранения здоровья людей.
Цыбульский сказал, что система с кодами является объективной и не слишком обременительной, он сам часто показывает свой код, когда ездит в командировки.
— И всегда сложно такие решения принимать, это очень тонкий вопрос: где та грань между уже ограничениями прав и свобод, а где это необходимо для сохранения жизни и здоровья. И надо этот баланс держать.
Елена Ионайтис спросила, было ли губернатору обидно, что кричали его имя, когда он отвечал людям на прямой линии в ГТРК «Поморье». Он ответил, что вряд ли бы вышел, даже если бы не был занят. Заодно вспомнил, как Александр Герштанский общался с противниками QR-кодов, — дискуссия тогда не задалась.
— У людей копится злость, что это несогласованные мероприятия, может, есть смысл их разрешать? Пусть люди выйдут, выразят свою позицию, — спросила Елена Ионайтис.
— Ну, они выходят… — ответил губернатор.
— Но они будут оштрафованы.
— Есть закон, который регулирует это.
— То есть не разрешим?
— Всё зависит от ситуации.
Общая сумма штрафов за митинг против QR-кодов уже превысила 79 тысяч рублей, несколько активистов отбывают арест.