Глава Архангельска Дмитрий Морев пообщался с журналистами. Тема встречи — комплексное развитие территорий. В эту программу попало 17 участков, которые расселят за счет застройщика. Собственникам предоставят либо другое жилье, либо деньги.
- Как решить проблему с подключением новостроек к отоплению?
- Где еще будут действовать программа комплексного развития территорий
- Когда появятся первые новостройки по КРТ?
- Есть ли риск, что застройщики сорвут сроки?
- Могут ли жителей деревянных домов переселить в тот же район?
- В чем отличие программ комплексного развития территорий от развития застроенных территорий?
- Могут ли архангелогородцы позволить себе жилье в новостройках?
- Жителям предложили 60 000 за кв. м. В чем для них разница, кто расселяет: горадмин или застройщик?
- При расселении домов не по КРТ никто не возмущался, значит тогда было нормальное предложение?
- Почему не состоялись аукционы в прошлом году?
- Жители, попавшие в КРТ, лишаются права на участие в других программах по переселению?
- Что вы думаете про возмущения в соцсетях: «Им дали квартиру бесплатно, а я ипотеку плачу!»
Как решить проблему с подключением новостроек к отоплению?
— Если говорить о территориях КРТ, в рамках тех 17 проектов КРТ, которые мы сейчас определили, нам предстоит построить 640 тысяч квадратных метров жилья на месте расселенных ветхих и аварийных домов. Это колоссальный объем, примерно 4 годовых объема сдачи жилья в Архангельске. Такие объемы всегда столкнутся с серьезными сложностями в части их обеспечения всей необходимой сетевой инфраструктурой, и в части водоснабжения, водоотведения, и теплоснабжения. У ТГК-2 есть серьезные сложности с подключением новых строящихся объектов к теплоснабжению.
Решения здесь есть два — мы активно их прорабатываем вместе с правительством Архангельской области. Первое — строительство дополнительной магистральной ветки теплотрассы от нашей ТЭЦ в сторону центральной части города. Есть примерное понимание по тем территориям, куда пройдет эта ветка, и по тем возможностям, которые она увеличит в центральной части города.
Второе решение — строительство газовых котельных, которые будут заведены в существующую сеть ТГК-2 для того, чтобы увеличить возможности по калориям системы теплоснабжения Архангельска. Сейчас ТГК-2 прорабатывает до конца марта 2024 года вопрос по строительству ветка теплоснабжения от ТЭЦ, по ее параметрам, возможностям, проектным решениям. В конце марта она должна дать ответ, по какому пути мы пойдем. Я думаю, что этот путь совершенно не исключает и строительство газовых котельных. Возможны оба варианта, я думаю, что, скорее всего, так и будет. У нас уже есть потенциальные инвесторы, которые готовы строить газовые котельные на окраинных территориях города. Для того чтобы появлялись новые возможности по крайней мере в центральной части города по подключению новых домов.
Пеллетные котельные, как правило, не запитаны в общую систему теплоснабжения, которой занимается ТГК-2. Это тоже наши возможности, но, если мы говорим про территории КРТ, они размещаются в центральных округах. В центральных округах пеллетных котельных не предполагается.
Сейчас в системе теплоснабжения действует 51 котельная, включая центральную ТЭЦ, все остальные 50 котельных находятся не в центральной части города. Сейчас некоторые из них проходят процедуру модернизации, перевода на газ. Есть 2 котельные, которые мы переводим на пеллеты, предполагаем строительство новых котельных.
Где еще будут действовать программа комплексного развития территорий
[Сейчас] они преимущественно расположены в центральных округах, Ломоносовский и Октябрьский. На этих 17 территориях мы не останавливаемся, не завершим свою работу. Департамент градостроительства сейчас прорабатывает новые КРТ, которые будут расположены не только в центральной части города. Я имею в виду и Майскую горку, в частности район 3-го лесозавода, и Северный округ, и некоторые другие округа. Сейчас у нас 17 территорий, в которые уже вошли 176 ветхих и аварийных домов, которые в рамках развития территорий будут расселены, на их месте будет построено новое комфортное жилье.
Когда появятся первые новостройки по КРТ?
— Договоры заключаются на 10 лет с участниками торговых процедур, в течение 10 лет они должны предоставить свой план-график расселения, затем должны разработать проект планировки территории, проект зданий, пройти все необходимые согласования и начать строительство.
Мы определили 17 таких территорий, сейчас проводим конкурсные процедуры по выбору застройщика. С самого начала мы встречались с собственниками жилья, которые сейчас проживают в этих ветхих и аварийных домах, проводили собрание собственников. Люди голосовали за вступление в программу, и только после этого дома включались в эту программу. Поэтапно с мая мы проводим конкурсные процедуры, мы их еще не завершили. На сегодняшний день состоялось 9 конкурсных процедур из 17, по 8 подписаны договоры, 1 в стадии подписания. До конца года мы планируем еще 3 конкурсные процедуры провести. До конца годы мы планируем заключить договоры по 12 территориям. И еще 5 территорий проторговать в первом квартале 2024 года.
Как я уже отметил, на 17 территориях не останавливаемся, параллельно продолжаем определение новых территорий под комплексную застройку. У них у всех совершенно разный срок. Просто потому что и торговые процедуры в разное время проводятся. Нет единого срока, допустим, к 2028 году будут расселены все дома и построены все дома на этих 17 территориях. У всех у них разный срок, который определен договором и тем графиком, который предоставляет застройщик в адрес администрации после заключения договора.
Есть ли риск, что застройщики сорвут сроки?
— Абсолютно исключить такие риски нельзя, но и обозначить эти риски рано. Мы только-только заключили договор. Идет расселение жителей этих домов. Застройщики в последние годы всегда под разные проекты строительства создают отдельные юрлица. Это связано с тем проектом финансирования, которое предоставляют банки, и застройщикам так выгодно.
Мы понимаем, эти 8 застройщиков, это люди с опытом, которые реализовывали ранее строительные проекты в Архангельске, многие даже в большом количестве. Может, кому-то название ничего не скажет, но мы понимаем, кто является собственником и учредителем компании, в какие холдинги входят те или иные компании. Те победители, которые определены, нам понятны и известны, имеют опыт строительства в Архангельске.
Могут ли жителей деревянных домов переселить в тот же район?
— Из тех вопросов, которые мы получаем от людей, конечно, им важен и район проживания, который будет предлагать застройщик, и выкупная стоимость жилья, которое будет предлагать застройщик. Если говорить о районе проживания, сегодня на законодательном уровне это не определено. Это должна быть черта Архангельска, но в то же время это должен быть предмет взаимных договоренностей двух сторон. Ну и то же самое касается выкупной цены. Она твердо не определена.
Основные параметры определены статьей 32 Жилищного кодекса. Исходя из нее застройщик формирует первое ценовое предложение. Но это всегда предмет договоренностей двух сторон. У меня были на приеме и жители с некоторых территорий, которые выражали свои тревоги. Когда я с ними разговаривал, выяснял, что почти все они ни разу не встречались с застройщиком. У них есть опасения, они пришли в муниципалитет, задаешь им вопрос, а вы проговаривали с застройщиком ваши пожелания? Нет, мы еще не проговаривали, но мы обеспокоены. Ну так застройщик не может угадать за вас ваши пожелания к будущему жилью! Приходите и разговаривайте.
Законом предусмотрено и судебное решение подобных вопросов. Но, зная застройщиков, я могу сказать, что застройщики не заинтересованы в длительных судебных решениях. Любой застройщик заинтересован в том, чтобы как можно быстрее расселить людей, как можно быстрее освободить участок и начать строительство. Это просто экономика. Суды могут занять длительное время, и застройщик к таким случаям, я думаю, будет прибегать крайне редко и только в случае крайней необходимости. Это всегда предмет двусторонней договоренности между собственниками, нанимателями.
В чем отличие программ комплексного развития территорий от развития застроенных территорий?
— КРТ определена законодательством на федеральном уровне. Когда мы реализовывали, (продолжаем где-то точечно), программу развития застроенных территорий, застройщик становился собственником земельного участка. А в случае с комплексным развитием территорий застройщик — арендатор земельного участка. Участок не переходит в собственность.
В случае с РЗТ мы не могли нарезать большие территории, потому что по условиям той программы застройщик должен был сначала расселить все дома и только после этого имел возможность начать строительство. Мы не могли охватить большие кварталы, понимая, что ни один застройщик не в состоянии осилить подобные проекты. На мой взгляд, может, есть еще какие-то незначительные отличия, но это два ключевых отличия между двумя программами.
В случае с КРТ мы можем нарезать действительно большие территории по 26, 23, 16, 15 домов. Это большие серьезные территории, позволяет комплексно развивать их, не точечно. В рамках РЗТ не помню самые большие, но, думаю, не превышали 5–6 домов. Были по 2–3 дома.
Могут ли архангелогородцы позволить себе жилье в новостройках?
— Сложный вопрос. Мы видим цены, которые сейчас устанавливается застройщиками как на первичном, так и на вторичном рынке, цены подрастают за кв.м. В разных округах они разные, но мы тоже этот рост фиксируем. Причин несколько у этого роста. Но, всё-таки, я сторонник постулата того, что спрос рождает предложение. Это рынок, мы не влияем на цену кв.м. Застройщик устанавливает цену кв.м. ровно таким, за сколько люди покупают. Иначе бы у них жилье стояло без дела, и быстрого оборачивания их капитала не происходило бы. А для экономики, на мой взгляд, важнее не объем средств, который крутится в экономике города, а скорость оборачивания этих средств.
Жителям предложили 60 000 за кв. м. В чем для них разница, кто расселяет: горадмин или застройщик?
— Как я уже говорил, у каждого жителя свои индивидуальные пожелания к застройщику. Это всегда предмет взаимных договоренностей. Когда я говорил, что встречался с жителями здесь, у себя, в том числе говорил о некоторых жителях с переулка Водников. Я спрашивал, вы с застройщиками встречались индивидуально конкретно (я знаю, что были общие встречи, уличные и так далее), доводили ваши пожелания? Нет. На сегодняшний день, по крайней мере, люди, которые ко мне приходили, нет. Да, я знаю, что застройщик определил пока такую цену 60 000 рублей за кв. м. Мне сложно судить, обоснована она или не обоснована. Я знаю, что около 30 договоров на сегодняшний день этот застройщик уже заключил, судя по всему, на этих условиях.
При расселении домов не по КРТ никто не возмущался, значит тогда было нормальное предложение?
— Есть проекты, которые не были слышны, хотя тоже расселение происходило — проблемы были. Проблемы были и по расселению домов, когда мы строили и уже завершаем строительство нового Московского проспекта. Сейчас я получаю в основном тревоги только с переулка Водников. Иных каких-то серьезных тревог, может, только точечно, но в основном только с переулка Водников. У меня есть на этот счет свои мысли, но я их оставлю при себе.
Почему не состоялись аукционы в прошлом году?
— В прошлом году были аукционы, которые не состоялись. В этом году большинство аукционов состоялись. Застройщикам уже понятны условия, на этих же примерно условиях будем и следующие аукционы проводить. Спрос есть, застройщики выходят, причем на некоторые аукционы выходило сразу по несколько участников на одну и ту же территорию. Побеждал, как говорится, сильнейший, который предлагал большую сумму.
Если говорить про прошлый год, аукционы не состоялись, не совсем потому что были избыточные требования. В силу того что мы только-только начинали этот проект, была неопределенность по тому, как поступят с домами, которые включены в федеральную и региональную программу расселения и в то же время находятся в КРТ. Что по ним будет происходить: застройщик обязан расселять, мы обязаны расселять? Как это будет финансироваться? На сегодняшний день эти моменты урегулированы, у застройщиков понимание есть, поэтому аукционы идут успешно.
Жители, попавшие в КРТ, лишаются права на участие в других программах по переселению?
— Всё это основано на предположениях людей, я с этим тоже сталкивался. Предполагаю, есть определенные юристы, которые неправильно толкуют существующее законодательство, что те дома, которые вошли в КРТ, полностью исключены из будущих программ. Мы можем рассуждать лишь на уровне предположений.
Нет будущих программ. Есть текущие программы. Есть текущая федеральная и региональная программы переселения. Сейчас у нас есть федеральная программа на 2019–2025-й, которая учитывает расселение домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года. Говорить о том, кто в нее включен, кто не включен, преждевременно. Не секрет, что уже и Министерство ТЭК и ЖКХ правительства Архангельской области, и федеральный центр у нас запрашивали о тех домах, которые следуют включить в будущую программу переселения. Мы этот список домов подготовили и направили в 2022 году. В него включены дома, признанные аварийными после 1 января 2017 года и до 1 января 2021 года. Там никаких ориентиров на КРТ не ставили. Просто подали весь список домов, которые признаны аварийными в этот период.
Эти предположения пока совершенно беспочвенны. Каждая программа переселения тоже имеет свою этапность и сроки. Если дом признан аварийным и включен в программу, неизвестно, на каком этапе будет построен соответствующий дом, предоставлена квартира, жилье. Сейчас программа на 2019–2025-й, она тоже имеет свои этапы.
Когда люди говорят, что мы не вошли в будущую программу, это пока беспочвенное утверждение. Нет еще будущей программы, чтобы говорить, вошли или не вошли. Мы подали все дома, которые признаны аварийными в этот период. Когда люди говорят, что мы включены в программу переселения, это означает, что через год-два они улучшат свои жилищные условия, это тоже преждевременное заявление, потому что программа рассчитывается на 6 лет, соответственно, в течение 6 лет. Правда, должен отметить, что федеральную программу мы реализуем на год раньше, у нас задача в 2024 году ее завершить и полностью расселить все дома, которые включены в нее.
Что вы думаете про возмущения в соцсетях: «Им дали квартиру бесплатно, а я ипотеку плачу!»
— Я подчеркну, что должен ответить не как глава города, а как житель Морев Дмитрий Александрович. Потому что как глава города я руководствуюсь теми полномочиями, которые возложены на муниципалитет и теми задачами, которые ставятся государством. Раз государство приняло решение о полном расселении аварийного жилья — ну что ж, это задача, с которой я должен работать. А как житель города я наблюдаю, скажем так, эти иждивенческие настроения. В моем окружении, я тут всю жизнь живу, все мои молодые друзья, с которыми я рос, получили жилье самостоятельно, через ипотеку или еще что-то. В моем окружении нет людей, которым повезло получить бесплатно квартиру от государства. Все для этого прилагали определенные усилия, и у них размышления на этот счет именно такие.
На мой взгляд, справедливо было бы расселять только нуждающихся людей. Это пожилые люди, инвалиды, одинокие мамы с детьми, некоторые другие отдельные категории граждан. Наверное, это было бы справедливее. Но задача государством ставится, что мы расселяем все дома, невзирая на имущественное положение тех, кто там живет либо не живет, а живет в других местах.
Есть определенные иждивенческие настроения. Когда люди что-то получают бесплатно, они перестают стремиться к чему-то в своей жизни: зачем чего-то добиваться, если это достанется бесплатно? Это плохо, когда у человека нет стремления реализовать себя в карьере, повышении зарплаты. Это в итоге не очень хорошо влияет на настроение в обществе, на нашу экономическую ситуацию и на экономическую стабильность этих семей.