Сотрудники Всемирного фонда дикой природы и экоактивисты в Архангельской области узнали, что в правительстве региона подготовили новую редакцию схемы территориального планирования. Из документа убрали несколько уголков области, которые, по мнению WWF, определяют развитие заповедной сети. Уникальные природные комплексы, исчезнувшие из проекта, ранее планировалось создать или расширить. А теперь есть риск, что их уничтожат в результате рубок, добычи полезных ископаемых или другого вида промышленного использования. Директор Баренц-отделения WWF в письме на имя врио губернатора региона Александра Цыбульского выразил свои опасения. Полученный ответ не удовлетворил природозащитников. Чего они боятся и что им ответили в правительстве — в нашем материале.
Почему в WWF беспокоятся
11 июня директор Баренц-отделения Всемирного фонда дикой природы Олег Суткайтис направил письмо врио губернатора Архангельской области Александру Цыбульскому. Он писал, что долгое время фонд и правительство Архангельской области плодотворно сотрудничали в рамках взаимного соглашения по реализации схемы территориального планирования, которая определяет развитие особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на годы вперед. Теперь же ему стало известно о том, что правительство Поморья разработало проект новой схемы территориального планирования, он уже официально опубликован. И, несмотря на то что в 19 случаях планы по созданию новых или расширению действующих особо охраняемых территорий из первоначальной схемы не были воплощены в жизнь, в проект новой схемы попали из них только 8 позиций — это создание пяти новых ООПТ и расширение трех уже существующих. При этом девять проектируемых ООПТ и еще две территории для расширения вообще исключаются новым проектом без всяких оснований. Иными словами, сотрудники WWF возмущены, что список сократили без согласования с экспертами и общественниками, и опасаются, что «выведенные» из схемы природные комплексы рискуют в будущем быть уничтоженными в результате вырубок, добычи полезных ископаемых или из-за других видов промышленного использования.
Также директор Баренц-отделения WWF отметил, что концепция особо охраняемых природных территорий, которая лежит в основе схемы, разработана в Поморье лишь до 2028 года, а срок реализации схемы в проекте устанавливается до 2040 года. Таким образом, между 2028 и 2040 годами образуется временной зазор в 12 лет, на который у правительства нет никакого плана.
— В проекте схемы территориального планирования не учитываются старания сотен специалистов: экологов, биологов, ландшафтоведов, экономистов и других, которые несколько десятилетий обосновывали и изучили наиболее ценные природные комплексы и объекты региона. <...> Считаем, что нарушены принципы открытого обмена информацией между фондом и правительством области в лице профильного Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, зафиксированные соглашением № 02–21 / 87 от 22 октября 2013 года. Поэтому просим вас прислушаться к многолетнему опыту совместного строительства системы ООПТ Архангельской области, — пишет Суткайтис в письме Цыбульскому.
Далее были по пунктам изложены три просьбы:
сохранить все предложенные ранее и содержащиеся в действующей схеме проектируемые особо охраняемые природные территории в новой редакции, а также дополнить ее новой ООПТ — заказником «Корабельная чаща»;
поручить Министерству природных ресурсов и ЛПК добавить в концепцию ООПТ планы по созданию заказников «Тиманский» и «Корабельная чаща» и расширению Пучкомского заказника, чтобы сохранить наиболее ценные и уникальные природные комплексы региона, чему поможет охранный статус этих территорий;
организовать обсуждение с научным сообществом, лесопользователями и общественниками развития системы ООПТ в области до 2040 года.
Как отреагировали в правительстве
Сегодня, 16 июля, на сайте фонда опубликовали ответ на письмо — не от имени Александра Цыбульского, а от заместителя председателя правительства Архангельской области Евгения Автушенко (его назначили на эту должность совсем недавно, 1 июня этого года). В ответе сказано, что в действующей и утвержденной постановлением правительства концепции развития системы особо охраняемых природных территорий в области планируется создать семь таких новых территорий: четыре заказника (Пезский, Себболото, Двинско-Пинежский и Лешкмох), два памятника природы (Онежский берег и Туровский лес) и один природный парк Звозский. Плюс в концепции предусмотрено расширить уже существующие ООПТ — Кулойский, Чугский и Шиловский региональные заказники.
Далее Автушенко объясняет, что в основу проекта новой редакции схемы развития особо охраняемых природных территорий положена именно утвержденная концепция, в которой нет тех территорий, которые там хотели бы видеть представители WWF.
— Исходя из того, что ООПТ не являются единственным способом территориальной формы охраны окружающей среды, концепция развития системы ООПТ сформирована таким образом, чтобы она гармонично сочеталась с другими формами охраны природы: защитные леса и особо защитные участки лесов; леса высокой природоохранной ценности; части территорий регионального значения традиционного природопользования с ограниченным режимом хозяйственного использования; водоохранные зоны. Кроме того, концепция разработана с учетом сложившейся системы хозяйственной деятельности (лесопользование, недропользование) и перспектив ее развития, — пишет зампред правительства.
Также в конце письма он добавил, что в схему территориального планирования, за судьбу которой ратуют природозащитники, и в концепцию может быть включено создание новых особо охраняемых территорий, если будут предоставлены материалы, которые эту необходимость обосновывают.
Ответ сотрудников Всемирного фонда дикой природы не удовлетворил.
— WWF России считает, что в письме органов власти отсутствуют ответы на принципиальные вопросы. В частности, непонятно, каким образом концепция развития ООПТ учитывает мнения специалистов и почему необходимо исключать из схемы ранее включенные туда территории или заменять одни ООПТ на другие — никаких обоснований документы не содержат. Помимо прочего, некоторые указанные в ответе способы территориальной охраны природы, с которыми, по мнению чиновников, гармонично сочетается концепция развития ООПТ, вообще не являются нормативно закрепленными формами охраны в Архангельской области. Например, леса высокой природоохранной ценности выделяются компаниями в рамках добровольной лесной сертификации, а территории традиционного природопользования вовсе отсутствуют в области, — говорится на сайте организации.
Кроме того, природозащитники отметили, что в письме чиновника нет ответа на вопрос о том, каковы планы региона по развитию сети ООПТ с 2029 по 2040 годы.
— Обсуждение такого важного для региона документа должно проходить в режиме открытого диалога с научным сообществом, лесопользователями и общественными организациями. Внесение изменений в уже утвержденную схему территориального планирования — процесс трудоемкий и дорогостоящий. Мнение заинтересованных сторон необходимо учитывать на этапе разработки документа, а не постфактум. Если какие-то территории не будут включены в схему сейчас, то они могут не дождаться готовности материалов обоснования, так как это требует и времени, и финансовых затрат. Без закрепления статуса планируемых ООПТ в схеме мы рискуем просто потерять уникальные природные комплексы в результате промышленного освоения, — настаивает в комментарии к ситуации руководитель Архангельского подразделения Баренц-отделения WWF России Николай Ларионов.
В WWF считают, что сейчас «в области все решения по ликвидации, изменению границ и режимов существующих ООПТ регионального значения принимаются при полном отсутствии публичности».
— В таких условиях ситуация с изменением планов в схеме терпланирования прямо нацелена не на эффективное развитие или поддержку региональной заповедной сети, а на ее изменение с учетом исключительно производственно-инфраструктурных интересов в ущерб природным ценностям, — добавил Николай Ларионов.
Редакция 29.RU направит запросы в правительство Архангельской области с просьбой прокомментировать ситуацию с исключением из проекта новой схемы развития особо охраняемых природных территорий нескольких территорий.
В июне этого года экологи WWF совместно с российским отделением Greenpeace потребовали защитить от вырубок леса вдоль рек в Устьянском районе, так как Рослесхоз лишил их защитного статуса своим приказом. Позже Всемирный фонд дикой природы и группа компаний «УЛК» подписали соглашение о добровольной охране ценных лесов вдоль нерестовых рек Устьянского лесничества. Также с «УЛК» фонд на данный момент ведет переговоры о сохранении наиболее ценных частей тайги в Лешуконском районе, где комбинат арендует земли.