Уже сегодня пройдут купания на праздник Крещения Господня. Ранее мы ответили на самые популярные вопросы о крещенских купаниях в Поморье. Но некоторые верующие принципиально обходят эту традицию стороной. Иеромонах Венедикт (Валерий Мочалов) объяснил, почему он больше не окунается в иордань, и рассказал, что является главным в праздновании Крещения. Публикуем его мысли в рубрике «Личное мнение».
Раньше я очень любил окунуться в иордань в праздник Крещения Господня, особенно в одиночестве, как, например, на Соловках в 2014–2015 годах в Богоявленской часовне-крестильне. В наше же время, когда Богоявление и Крещение заменили «праздником проруби» с голыми телами, непристойными селфи и посиделками со спиртным в строго постный Крещенский сочельник, окунаться на Крещение Господне перестал. В этом году к иордани не пойду.
Наверное, это мой молчаливый протест против той вакханалии, в которую у нас превратили великий праздник Крещения Господня. В навечерие Богоявления и в само Крещение людей на монастырской службе раз-два и обчелся, зато ночью за водой и в прорубь — не протолкнуться.
Сейчас чрезмерное внимание к традиции окунания в проруби на Крещение, по большому счету возникшей в советское время, уходит в прошлое. Всё больше священников говорят о том, что купание в проруби — не самое главное на праздник Крещения Господня. И заявляют об этом, слава Богу, очень смело. Главное в праздник Богоявления — это исповедь, причастие, Божественная литургия и, конечно, великое освящение воды (или Великая Агиасма), которое совершается в храме. Эту воду пьют, ею окропляют жилище, умываются.
«А вот купание — это вещь совершенно необязательная, с основными богослужениями никак не связанная»
Под видом христианства люди зачастую демонстрируют антихристианство, а скорее даже идолопоклонство. Вселенское событие Крещения Господня от Предтечи и Крестителя Иоанна — праздник восхождения души к Богу, переосмысление всей своей жизни и духовное обновление — превращается в России всё больше в языческий культ.
Краеугольным же камнем и основанием этого праздника должна быть Божественная литургия. Кто-то при этом может искупаться, причем скорее днем, чем ночью. А если акцент делается на ночном купании и посиделках, да если еще кощунственно говорится, что при этом смываются грехи, то в лучшем случае это полнейшая профанация великого двунадесятого праздника, а в худшем — карикатура на христианство.
Согласны с автором?