Наука эксклюзив «Это был нестандартный заказ»: кто и как сделал для Архангельска памятник академику Лавёрову

«Это был нестандартный заказ»: кто и как сделал для Архангельска памятник академику Лавёрову

Для москвички Виктории Тищенко это уже третья скульптура северного ученого

Так памятник выглядит уже после открытия, а справа — кадр из мастерской, где над ним работала Виктория Тищенко
Источник:

В Архангельске установили памятник известному ученому и уроженцу Поморья Николаю Лавёрову. Бронзовую фигуру любой желающий может увидеть на Никольском проспекте в Соломбале, напротив только что открывшегося здания научно-лабораторного корпуса Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики УрО РАН.

Источник:

Автор памятника — московский скульптор Виктория Тищенко — знает о северном ученом не понаслышке и уже третий раз работает с его образом для скульптур: ее работы установлены на могиле Лавёрова и на его малой родине, в Коноше. Виктория расcказала 29.RU, в чем была сложность при подготовке этой скульптуры и что она думает об архангельских памятниках, установленных на Чумбаровке.

Вот так выглядит бронзовый Лавёров на фоне нового научного центра в Архангельске
Источник:

«Родственники Николая Павловича сами вышли на меня»


Северный академик изображен в скульптуре как и положено ученому — стоящим за кафедрой, будто выступающим на очередном научном мероприятии. Постамент выполнен из габбро-диабаза, а сама фигура Николая Лавёрова — из бронзы. Похожая статуя стоит и на Новодевичьем кладбище в Москве: это был первый памятник известному уроженцу Коноши, над которым работала Виктория.

— На меня вышли родственники Николая Павловича, — вспоминает она. — Они видели мой памятник Солженицыну — это была моя дипломная работа, и сами вышли на меня. А вторым памятником был идентичный портрет в Коноше. До этого я, конечно, слышала [о Лавёрове], но не так глубоко знала, насколько он мощный и великий человек. Вообще, когда я делаю новую работу, я всегда погружаюсь в нее полностью. И мне важно не только внешне показать человека, но и внутренне. Потому что, когда делаешь портрет, — а я, в основном, занимаюсь портретами — вот эта передача внутренней сущности, внутреннего мира человека — она даже больше важна, чем внешнее.

«Если сделать просто копию человека, то получится манекен»

На работу над новой скульптурой ушло больше полугода. Все работы над скульптурой проводились в Москве, а в Архангельске ее уже собрали из всех подготовленных элементов.

— У нас были сжатые сроки, — рассказывает Виктория. — У нас был нестандартный заказ, и для него был нужен большой, нестандартный камень. Искали несколько месяцев, следили за взрывами на карьерах в Карелии, где добывают камень, и вот, наконец, нашли. На самом деле все работают по-разному, но мне важно на выходе иметь действительно качественную работу, поэтому я слежу за всеми этапами. Потому что если не проследить, то обязательно что-нибудь сделают не так.

«Городские милые скульптуры»


Виктория рассказывает, что любой памятник начинается с эскиза, который она делает. Так было и с Лавёровым. Вначале Виктория вылепила небольшую скульптуру, которую отдала на увеличение: с образца сняли размеры и по точкам выстроили каркас для итоговой крупной работы.

— На таком каркасе я вылепливаю модель. Потом с нее снимаются формы, в которые выливается воск. Восковую модель я, опять же, дорабатываю, отдаю литейщикам — они снова снимают с нее формы и отливают в бронзе. Потом бронза зачищается и дорабатывается болгаркой и другими инструментами. В нашем случае я увезла скульптуру в каменную мастерскую, чтобы примерить памятник к камню. Он еще был не затонирован, совсем не доработан, да и камень был недорубленный. Поэтому собранную фигуру я увидела уже здесь, на месте.

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

Итогом Виктория довольна. Нравится ей и то, как статуя вписывается в окружающее пространство: гармонирует и со зданием центра изучения Арктики, и со сквером перед ним.

— Мы не совсем в тандеме работали с [проектировщиком] Александром Кожевниковым, — говорит она. — Скульптура и здание проектировались раздельно: когда мы дорабатывали памятник, центр уже был построен, а Александр разрабатывал проект сквера. Но на удивление они хорошо соединились и очень лаконично друг друга дополнили.

«Но скульптура так хорошо вписалась, так лаконично выглядит — так что я очень довольна»

К сожалению, за время пребывания в Архангельске скульптор не посмотрела на все памятники города. Но на проспекте Чумбарова-Лучинского, где стоят по крайней мере четыре из них, она успела побывать.

— Мы как-то раз вечером прошлись по вашему местному Арбату и видели там памятники — такие забавные, городские милые скульптуры. Всё имеет место быть, всем не угодишь. Главное — чтобы людям нравилось. Если нравится, если греет душу, — значит, хорошо, — считает Виктория.

Общий вид сквера перед зданием научно-лабораторного корпуса центра комплексного изучения Арктики 
Источник:

Памятник академику Лавёрову изначально планировали открыть на Троицком проспекте напротив здания «АГД Даймондс». Ради этого вырубили здоровые 50-летние ели. Но тогда не удалось получить разрешения у родственников — на этом месте появился памятник «Геологам Русского Севера».

Кроме этого, Виктория делала скульптуры других известных личностей — к примеру, Илона Маска.

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

Ранее директор ФИЦКИА Иван Болотов попросил губернатора Поморья Александра Цыбульского пригласить на церемонию открытия президента Владимира Путина.

Строительство корпуса ФИЦКИА началось в Соломбале в 2018 году. Новый четырехэтажный комплекс возвели в Соломбальском округе, его площадь — 5,5 тысячи квадратных метров. Стоимость строительства — 550 миллионов рублей.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
10
ТОП 5
Мнение
«Зачем всё это сделано?» Как второй сезон «Игры в кальмара» растоптал 3 года ожидания
Анна Колотова
Мнение
Работа в −50, алкоголь и тоска по дому: нефтяник — о том, как празднуют Новый год на вахте
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Тариф с попутчиком очень недоработан»: водитель такси откровенно рассказал о том, что его бесит в работе
Михаил Швалёв
Самозанятый, водитель-партнёр «Яндекс Такси»
Мнение
Вы это замечали? Наблюдения за Архангельском — в итоговом фоторепортаже года
Иван Митюшёв
Фотография
Мнение
«Становится приятнее возвращаться домой»: организатор пространства рассказала, как правильно расхламляться
Анастасия Карачаровская
Рекомендуем
Объявления