В Архангельске установили памятник известному ученому и уроженцу Поморья Николаю Лавёрову. Бронзовую фигуру любой желающий может увидеть на Никольском проспекте в Соломбале, напротив только что открывшегося здания научно-лабораторного корпуса Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики УрО РАН.
Автор памятника — московский скульптор Виктория Тищенко — знает о северном ученом не понаслышке и уже третий раз работает с его образом для скульптур: ее работы установлены на могиле Лавёрова и на его малой родине, в Коноше. Виктория расcказала 29.RU, в чем была сложность при подготовке этой скульптуры и что она думает об архангельских памятниках, установленных на Чумбаровке.
«Родственники Николая Павловича сами вышли на меня»
Северный академик изображен в скульптуре как и положено ученому — стоящим за кафедрой, будто выступающим на очередном научном мероприятии. Постамент выполнен из габбро-диабаза, а сама фигура Николая Лавёрова — из бронзы. Похожая статуя стоит и на Новодевичьем кладбище в Москве: это был первый памятник известному уроженцу Коноши, над которым работала Виктория.
— На меня вышли родственники Николая Павловича, — вспоминает она. — Они видели мой памятник Солженицыну — это была моя дипломная работа, и сами вышли на меня. А вторым памятником был идентичный портрет в Коноше. До этого я, конечно, слышала [о Лавёрове], но не так глубоко знала, насколько он мощный и великий человек. Вообще, когда я делаю новую работу, я всегда погружаюсь в нее полностью. И мне важно не только внешне показать человека, но и внутренне. Потому что, когда делаешь портрет, — а я, в основном, занимаюсь портретами — вот эта передача внутренней сущности, внутреннего мира человека — она даже больше важна, чем внешнее.
«Если сделать просто копию человека, то получится манекен»
На работу над новой скульптурой ушло больше полугода. Все работы над скульптурой проводились в Москве, а в Архангельске ее уже собрали из всех подготовленных элементов.
— У нас были сжатые сроки, — рассказывает Виктория. — У нас был нестандартный заказ, и для него был нужен большой, нестандартный камень. Искали несколько месяцев, следили за взрывами на карьерах в Карелии, где добывают камень, и вот, наконец, нашли. На самом деле все работают по-разному, но мне важно на выходе иметь действительно качественную работу, поэтому я слежу за всеми этапами. Потому что если не проследить, то обязательно что-нибудь сделают не так.
«Городские милые скульптуры»
Виктория рассказывает, что любой памятник начинается с эскиза, который она делает. Так было и с Лавёровым. Вначале Виктория вылепила небольшую скульптуру, которую отдала на увеличение: с образца сняли размеры и по точкам выстроили каркас для итоговой крупной работы.
— На таком каркасе я вылепливаю модель. Потом с нее снимаются формы, в которые выливается воск. Восковую модель я, опять же, дорабатываю, отдаю литейщикам — они снова снимают с нее формы и отливают в бронзе. Потом бронза зачищается и дорабатывается болгаркой и другими инструментами. В нашем случае я увезла скульптуру в каменную мастерскую, чтобы примерить памятник к камню. Он еще был не затонирован, совсем не доработан, да и камень был недорубленный. Поэтому собранную фигуру я увидела уже здесь, на месте.
Итогом Виктория довольна. Нравится ей и то, как статуя вписывается в окружающее пространство: гармонирует и со зданием центра изучения Арктики, и со сквером перед ним.
— Мы не совсем в тандеме работали с [проектировщиком] Александром Кожевниковым, — говорит она. — Скульптура и здание проектировались раздельно: когда мы дорабатывали памятник, центр уже был построен, а Александр разрабатывал проект сквера. Но на удивление они хорошо соединились и очень лаконично друг друга дополнили.
«Но скульптура так хорошо вписалась, так лаконично выглядит — так что я очень довольна»
К сожалению, за время пребывания в Архангельске скульптор не посмотрела на все памятники города. Но на проспекте Чумбарова-Лучинского, где стоят по крайней мере четыре из них, она успела побывать.
— Мы как-то раз вечером прошлись по вашему местному Арбату и видели там памятники — такие забавные, городские милые скульптуры. Всё имеет место быть, всем не угодишь. Главное — чтобы людям нравилось. Если нравится, если греет душу, — значит, хорошо, — считает Виктория.
Памятник академику Лавёрову изначально планировали открыть на Троицком проспекте напротив здания «АГД Даймондс». Ради этого вырубили здоровые 50-летние ели. Но тогда не удалось получить разрешения у родственников — на этом месте появился памятник «Геологам Русского Севера».
Кроме этого, Виктория делала скульптуры других известных личностей — к примеру, Илона Маска.
Ранее директор ФИЦКИА Иван Болотов попросил губернатора Поморья Александра Цыбульского пригласить на церемонию открытия президента Владимира Путина.
Строительство корпуса ФИЦКИА началось в Соломбале в 2018 году. Новый четырехэтажный комплекс возвели в Соломбальском округе, его площадь — 5,5 тысячи квадратных метров. Стоимость строительства — 550 миллионов рублей.