А вы знали, что в Архангельске есть таксидермическая мастерская? Открыли ее этой весной при САФУ по инициативе Елены Кармановой, которая ведет дисциплины зоологического кластера и отвечает за коллекцию позвоночных животных университета. Молодой преподаватель долгое время хранила кости и разные инструменты... у себя дома. Теперь же всё это собрано в одном научном пространстве: рассказываем, как оно устроено и чем тут занимаются.
Елена Карманова — ассистент кафедры биологии, экологии и биотехнологии. Природные материалы, которые используются в научно-образовательном процессе, рано или поздно требуют реставрации, и такие навыки у нашей собеседницы есть. Таксидермией она занимается уже несколько лет, поэтому-то до этой весны все кости и инструментарий для их обработки располагались у нее дома.
«Невероятная эстетика»
Все материалы для работы животного происхождения, конечно, попадают к Елене уже в неживом виде. В первую очередь ее поставщики — это охотники, центры реабилитации животных.
— Также я много обмениваюсь или покупаю материал у таких же мастеров, — говорит Елена. — Со временем частенько поставщиками даже выступают сами студенты, которые знают, чем я занимаюсь, и дают на это наводки.
Подвижки по созданию таксидермической мастерской начались в октябре прошлого года. Во время поиска помещения возникло много проблем: например, из-за специфического запаха, не всем нравится такое соседство — нужно было проводить вытяжку.
Несмотря на то что мастерская по размерам небольшая, она оформлена по всем необходимым нормам — сегодня все объекты для обработки и реставрации и инструментарий перемещены в специально созданное для этого помещение.
Черепа для меня — объект невероятной эстетики. Череп и есть символ жизни.
А вот объекты побольше — рога для реставрации. Тур (первобытный бык, или европейский дикий бык. — Прим. ред.) и благородный олень.
Мездрильные машины, «помывочная» и холодильник
— Профессиональные таксидермические мастерские выглядят по-иному. Это такой цех для производства трофеев в конвейерном темпе, разделенный на рабочие зоны. В отдельных больших комнатах расположены мездрильные машины (оборудование для выделки шкур. — Прим. ред.), «помывочная» зона с бочками, где в кислотной, щелочной и в нейтральной средах шкуры проходят определенные этапы обработки, и сборный цех, — рассказывает Елена. — Поэтому мне кажется, что несмотря на то, что места немного, у меня достаточно хорошо и грамотно оптимизировано пространство. Здесь есть и верстак, и деление на зоны, и необходимый инструментарий.
Главные объекты мастерской — черепа и кости для сборки или реставрации — заполонили металлические стеллажи. Из живых здесь — музейные жуки, помогающие в обработке костей. В углу — небольшой холодильник, полностью забитый материалами, ожидающими своей очереди. Есть даже человеческие зубы — самой Елены и ее друзей.
— Планирую изготовить сережки-цепочки из своих зубов, хирургической стали и кабошонов розового кварца (кабошон — способ обработки камня, при котором он приобретает гладкую выпуклую отполированную поверхность без граней. — Прим. ред.). Подобного опыта в изготовлении украшений у меня еще не было, но ранее делала брелоки из лапки куропаток, принцип соединения отдельных частей которых ровно такой же.
Официальное открытие мастерской состоялось в апреле, однако функционировать она начала немного раньше. В конце марта Елена Карманова ездила на таксидемический чемпионат по Северо-Западному региону, который проходил в Санкт-Петербурге. К этому времени ей нужно было приготовить для него экспонат — скелет шиншиллы. Поэтому ремонт мастерской прошел в сжатые сроки еще в начале весны. За свою работу Елена получила диплом участника в категории «Новичок».
В САФУ появятся новые чучела
Мастерскую Елена позиционирует как цех для производства музейных экспонатов — черепов, скелетов и чучел. Работать здесь она планирует не одна:
— Сейчас у меня появился подмастерье — студентка второго курса, учится по направлению «биология». Здесь я ее обучаю разным техническим тонкостям. Сначала мы работаем с материалом — учимся снимать шкуры и мышцы правильно, чтобы не делать лишние дырки, затрудняя самим себе работу и замедляя процесс мацерации. Студенты тоже сюда вхожи: например, в рамках проектной практики они занимаются реставрацией. То есть это не только место моей работы, а еще и вовлечение студентов естественнонаучных направлений. Если проявляют интерес — пожалуйста, двери открыты, приходите, что-нибудь поделаем. Под моим, конечно, контролем. Работа должна быть не только для себя, но и во благо университета.
— Мало собрать чучело — нужно собрать к нему и антураж. Это тоже требует обширных знаний в области художественной обработки, чего у меня пока, к сожалению, нет, — сокрушается Елена. — Это вопрос опыта. Да, знание анатомии очень помогает мне в работе, но, помимо этого, нужно уметь чувствовать материал, быть скульптором и химиком, чтобы правильно замешивать пропорции. Это огромное непаханое поле деятельности.
Основная задача таксидермической мастерской — пополнение экспонатами многофункционального образовательного центра «Музей природы Арктики».
— Я работаю над своими проектами, но я и помогаю увеличивать количество экспонатов в музейном комплексе, — рассказывает Елена. — Это всё престиж. Вот открыли чучела волков, и какой фурор это произвело! Это красиво, это необычно. И это сразу задает планку качества. Таксидермия — дорогостоящее искусство. И когда люди видят в музее не только коллекции чучел 70–80-х годов, а новые, только с конвейера, значит, в этом месте точно следят за последними тенденциями.
Сейчас большая часть коллекции МФОЦ «Музей природы Арктики» состоит из экспонатов, которые делались в прошлом веке еще в Поморском государственном университете. Благодаря таксидермической мастерской в САФУ появятся и новые чучела.
Фотозаметки из мастерской
Мы рассмотрели пространство в деталях, показываем, что еще показалось нам тут интересным.
А так происходит мацерация мелких костей и зубов — метод подготовки, при котором из туши позвоночного получают чистый скелет, оставляя его разлагаться в закрытом контейнере при почти постоянной температуре.
Заглянули бы в такую мастерскую?
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в канале в Telegram.