Пройдитесь летом по набережной, и вы наверняка увидите людей в футболках с надписью «Поморье»: многие архангелогородцы не прочь подчеркнуть, что они родом с Севера. А еще сейчас популярно ретро. Портной Валерий Ганичев решил объединить два этих тренда: совместить региональный компонент с ностальгией и к тому же добавить социальный подтекст. Он запустил бренд 16 bit и выпустил коллекцию футболок и худи, на которых покемоны позируют на фоне городских пейзажей. Рассказываем, как к создателю бренда пришла такая идея и какой смысл он заложил в картинки с любимыми персонажами.
Как мастер классического костюма решил выпускать футболки
Валерию 26 лет, и 10 из них он занимается одеждой. Начинал с галстуков-бабочек, а несколько лет назад вместе с другом открыл свой бизнес. Это ателье классических мужских костюмов, где клиенту могут собрать образ в стиле сериала «Острые козырьки», и обычное ателье, куда можно отнести практически любую одежду на ремонт. А вот футболки с интересными принтами — это не коммерческая история. По крайней мере пока.
— Сейчас это не бизнес-проект, а скорее, просто моя «хотелка». То есть деньги с этого какие-то приходят, но они же тратятся на ткани, оплату работы мастеров, студию, фотографа. Поэтому можно сказать, что мы пока на этом ничего не зарабатываем, — говорит Валерий.
Несмотря на то, что сам Валерий застал только конец 90-х (и то в раннем детстве), его вдохновила именно эта «эпоха». Яркие мультфильмы, VHS-кассеты, жвачки с вкладышами, первые игровые приставки, в которые надо было вставлять картриджи, — помните такие?
При этом парень понимает, что времена на самом деле были тяжелыми: кризис, задержки зарплат, дефолт. 90-е он знает по рассказам родителей.
— Я у них спрашивал, как они вообще решились завести ребенка в такое нестабильное время. Для меня сейчас — в наших реалиях — это кажется странным. Но благодаря родителям я сам не ощущал всех этих проблем. И у меня ностальгия по хорошим событиям, играм, мультфильмам. Негатив остался немножко как бы прикрыт пеленой.
Кстати, сначала автор идеи думал, что целевой аудиторией бренда будут как раз те, чье детство прошло в 90-х, но на самом деле средний возраст покупателей — 23–24 года. Вероятно, это те, кто полюбил покемонов во время их новой волной популярности — когда вышло мобильное приложение Pokemon Go.
Идея создавать вещи с ностальгическими принтами пришла Валерию в отпуске.
— Для меня отпуск — это не просто полежать на диване, это смена деятельности, — объясняет он. — Возникла идея научиться рисовать в цифровом формате. В процессе изучения программ для рисования я подумал: «А почему бы не попробовать себя не только в классической одежде, но еще и в стритвире».
Стритвир (от англ. streetwear) — на русский переводится как «уличная одежда». Примеры такой одежды: толстовки и футболки с принтами.
Так портной стал придумывать принты на футболки. Они выполнены в стиле пиксель-арт, то есть картинка состоит из квадратиков, как в старых играх для приставки Sega Mega Drive.
Почему именно покемоны и какой смысл заложен в рисунки
Основы пиксель-арта Валерий освоил довольно быстро — примерно за две недели. Но финальный вариант картинок помогают делать более опытные мастера рисунка: они исправляют ошибки начинающего художника.
Самая первая напечатанная картинка — огнедышащий покемон Чаризард, который поджег архангельскую Высотку.
— Было несколько вариантов картинки с Высоткой, но вышла только эта. Она символизирует просто протест, хаос. Но один человек, когда увидел этот принт, спросил: «Это что, теракт какой-то?» Тогда я задумался, стоит ли вообще выпускать такую футболку, но в итоге мы забили.
Первые футболки и толстовки выпустили именно с покемонами, потому что с этими персонажами у Валерия связаны теплые детские воспоминания. Он любил этот мультик, и его родители записывали «Покемонов» на кассету, если сын был в садике или в школе и не мог посмотреть серию в эфире. К тому же эти персонажи добавляют картинке смысл.
— У каждого персонажа есть свой характер. Стало интересно вписать их в архангельскую среду. Хотелось сделать не просто красивую картинку: была цель показать какие-то знаковые места, показать проблемы, — говорит автор идеи.
Например, в коллекции есть футболка, где покемон Псайдак стоит на фоне старого деревянного дома:
— По концепции у этого покемона постоянно болит голова, он держится за голову руками, но этот жест еще можно понять как «Блин, что происходит?», поэтому он сюда подошел.
Здание, которое изображено на картинке, находится на Сульфате. Состояние жилья в этом районе Архангельска и сопутствующие коммунальные проблемы постоянно обсуждаются в соцсетях и в СМИ. Район даже привлек внимание известного блогера Ильи Варламова: он рассказал о местных проблемах всей России.
— Я учился пять лет на Сульфате. Там очень много аварийных домов, много сгоревших, поэтому искать долго не пришлось, — говорит Валерий Ганичев.
Есть еще принт с покемоном Мяутом и Северодвинским мостом.
— С мостом связано тоже немало проблем: постоянные ремонты, мост закрывают, невозможно въехать или выехать из Архангельска. А Мяут он такой хулиган. Концепция в том, что Мяут хулиганит на мосту и создает проблемы, — описал идею автор.
Про проблемы с поставками и неувязки с полицией
Печать тестируется на заранее купленной готовой одежде, но в итоге мастер решил шить футболки и худи в своей мастерской. Он признается, что найти хорошие базовые однотонные вещи в Архангельске сложно.
Футболки бренда 16 bit — в стиле оверсайз, то есть сидят очень свободно. Как объясняет Валерий, для этого недостаточно просто сделать вещь на пять размеров больше: нужно по-особому скроить вещь, чтобы были правильные линии ворота и плеча.
Ткани и для нового бренда, и для своего основного бизнеса привозят из-за рубежа.
— К сожалению, в России нет таких тканей. Особенно если мы говорим про костюмы. Если это шерсть, то это Италия и Англия. Раньше мы покупали ткани напрямую, их привозили всего за неделю. Но с февраля и до лета у нас не было поставок, полностью «отвалились» поставщики, с которыми мы работали. Это было большим ударом, — отметил Валерий Ганичев. — Сейчас мы восстановили ввоз ткани через параллельный импорт — через Казахстан. Теперь это занимает четыре недели, и ценник стал выше из-за доставки и из-за двойной конвертации валют.
Столкнулся создатель бренда и с еще одной проблемой — довольно неожиданной. Он хотел иногда вручать северянам футболки бесплатно. Но не просто так, а в формате игры: на улице в условленных местах расставили специальные таблички — кто первый найдет, сфотографирует и выложит фото таблички в сторис — получит футболку в подарок.
Однако квест пришлось свернуть. К северянам, ищущим таблички, стали подходить стражи правопорядка: они думали, что люди ищут кое-что другое. В рассказы о том, что человек всего лишь участвует в акции и пытается выиграть футболку, полицейские верили неохотно, хотя северяне и показывали объявление о конкурсе.
Ну, а часть табличек просто исчезла.
— На табличках была просьба не выкидывать их. Мы всегда приезжали и убирали их сами. Но некоторые просто пропали, — рассказал автор идеи.
Что будет дальше
Сейчас готовится следующая партия одежды с новыми принтами — они уже не будут связаны ни с покемонами, ни с Поморьем.
— Мы не ограничиваемся только Архангельском и областью. На самом деле концепция бренда довольно широкая и у нас достаточно много наработок, — рассказал дизайнер.
А вам нравится эстетика 90-х?
Несколько лет назад мы уже беседовали с Валерием: если вам интересно, как молодой парень самостоятельно научился шить элегантные костюмы, то прочитайте этот текст.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на площадках 29.RU в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в канале в Telegram.