Архангелогородец Руслан Скютте создает уникальные брутальные наручные часы под брендом SILVERWOOD, которые востребованы у ценителей не только в России, но и за рубежом. Мы побывали у него в мастерской и подробно расспросили о том, с чего началось его увлечение часовыми механизмами, насколько сложен процесс изготовления часов, какие материалы он использует и что вдохновляет его в работе.
После мореходки — в ювелиры
Часовая мастерская Руслана Скютте, куда мы заглянули, находится на втором этаже торгового здания в центре города. Сюда он приходит практически ежедневно на пару часов с первого этажа (там он трудится в ювелирной мастерской Aurum Nord, которую он сам и основал в 2007 году), чтобы полностью сконцентрироваться на своем главном увлечении, для которого требуются сосредоточенность, невероятная точность, а они невозможны, если кто-то отвлекает. Здесь же у него есть компьютер и два основных станка — оптоволоконный лазер и фрезерный станок.
— Я даже телефон выключаю на время работы, — рассказал мастер.
Ювелиром он стал, можно сказать, по воле случая.
— Я окончил мореходное училище имени Воронина в Архангельске и никуда не попал по распределению. Ну, в те времена вообще никто никуда не попал по распределению. Из всей роты сейчас в море человека три ходят, все остальные ушли в бизнес. После учебы я устроился сначала на «Красную Кузницу» в ремонтную бригаду. А мама у меня тогда работала в «Рембыттехнике» гравером, это к ювелирке очень близко. Там потребовался еще гравер, и меня взяли и отправили на обучение в Ярославль в школу редких профессий, — рассказал Руслан.
Параллельно там Руслан окончил курсы филиграни и с дипломом уже через год вернулся в Архангельск. С 1991 и до 2007 года работал в «Рембыттехнике». А потом решил открыть свою собственную ювелирную мастерскую, в которой и трудится до сих пор. Профессия ювелира ему нравилась: он не только чинил разные изделия, но и создавал различные новые виды плетения из драгоценных металлов. А дальше увлекся часами.
— Это происходило постепенно. Первые свои часы я, наверное, делал полгода, чисто на интерес, для себя. Меня просто зацепила такая швейцарская фирма Urwerk — у них вообще сумасшедший дизайн. И вот одни из их часов я как раз-таки скопировал. Оригинал таких часов стоил тогда в районе 300 тысяч евро. Мои часы получились очень похожими, я их сам носил. И друзья, помню, просили тоже, надевали на какие-то презентации, ловили восторженные взгляды. Эти часы у меня до сих пор есть, правда, я разбил у них стекло. Его можно восстановить, но это достаточно долгий и кропотливый процесс, но когда-нибудь я этим займусь, — вспомнил Руслан.
С этого Руслан Скютте начал свою карьеру часового мастера, стал дальше изучать часовое дело и совершенствоваться в этом. Наиболее интенсивно он изготавливает стильные аксессуары в последние три года.
— Я искал что-то особенное, что-то, что вообще никто не делает. Не могу объяснить, почему, но мне нужно, чтобы я таким делом занимался. Например, ножи делают как на фабриках, так и мастера самостоятельно. А часы делают только фабричные, найти мастера, который этим один занимается, почти невозможно. Хотя сейчас распространена такая форма, как марьяж — это когда люди берут старинные карманные часы и переделывают их в современные наручные часы. Есть еще понятие «хомаж» — до конца не понял, что это значит, но, вероятно, это как раз то, чем я занимаюсь. Это такая глубокая реставрация часов. Часы я люблю делать, мне это действительно доставляет большое удовольствие, — пояснил Руслан.
«Один человек из 10 тысяч захочет такие часы»
В наше время смартфонов мастер работает для конкретной аудитории, у которой этот стильный аксессуар будет всегда вызывать интерес.
— Часы — это очень странный предмет. Вы можете купить их за 100 рублей, а можете — за 100 миллионов рублей. И те, и другие будут показывать время. Поэтому я считаю часы в первую очередь таким стильным аксессуаром, который очень здорово вступает в гармонию с человеком и подчеркивает его индивидуальность. Я никому не навязываю идею надевать часы. Но знаю, что один человек из тысячи всё равно будет носить. А еще один человек из 10 тысяч захочет такие часы, которые будут только у него одного. Вот на эту аудиторию я работаю. Таких людей немного, но в мире они есть, — отметил Руслан.
Аксессуары его работы действительно привлекают к себе внимание — их хочется рассматривать. Одни из самых ярких — двойные часы, или часы-перевертыши. Это придумка самого Руслана. Такие стоят около 70 тысяч рублей, механизмы в них — швейцарские.
— Вот, допустим, пошли вы на вечеринку рокерскую — у вас они черной стороной повернуты. Потом вышли, настроение изменилось, и уже переворачиваете их на другую, «белую» сторону, — раз, и стиль сменился на более такой мягкий, повседневный, — объяснил идею такого дизайна Руслан.
В других часах переворачивается не циферблат, а пряжка и ремешок — с одной стороны они темные, с другой — светлые.
В основном мастер использует в работе такие материалы, как серебро и дерево — отсюда и название SILVERWOOD. Механизмы и материалы в основном закупает за границей. Ремешки к часам на заказ делают в одной из местных архангельских мастерских из натуральной кожи. Если бы было вместо серебра золото, то аксессуары стоили бы гораздо дороже, и покупателей для них найти было бы, естественно, труднее.
Еще есть часы из бронзы, их стоимость меньше — 12–15 тысяч рублей, а также часы в деревянном корпусе. Стилистика — брутальная, байкерско-рокерская.
— Есть часы в деревянном корпусе, у них очень интересный механизм — он начала 1960-х годов, называется Jump Hour. Тогда это было очень модно, кварцевые механизмы только-только появлялись. И дизайнеры не знали, как уйти от стрелок. Тогда они начали делать такие дисковые механизмы, которые называются «прыгающий час». Я закупил таких механизмов целую партию со складов в Америке через Ebay и теперь их применяю, — рассказал Руслан.
У таких часов только один недостаток — у них нет автоподзавода (тогда такого еще не делали мастера), их нужно заводить самостоятельно раз в 36 часов.
Вдохновение Руслан Скютте черпает на таком популярном ресурсе, как Pinterest, а также подглядывает за творчеством мировых «часовых» знаменитостей.
— Я люблю воровать идеи у дорогих часовых кутюрье, — признался Руслан. — Например, есть часы, которые я сделал под часы элитной швейцарской мануфактуры Jaeger Lecoultre — оригиналы очень дорогие. Я создал свою копию с гренадилом (африканское черное дерево, ценная порода. — Прим. ред.). Но один в один я, конечно, никогда не делаю, всегда чуть меняю дизайн, добавляю детали от себя. Или, например, есть часы под Daniel Roth — в оригинале цена на них начинается от 50 тысяч долларов. Тут тоже интересное отображение времени, используется тот же самый механизм «прыгающего часа»: минуты показывают стрелками, а час в какой-то момент цифрой перепрыгивает в специальном окне.
В часовом деле, сказал Руслан, множество нюансов. Часы при изготовлении ему почти всегда сопротивляются — бывает, что по 2–3 раза он их переделывает.
— Просто потому, что вроде бы на бумаге всё сошлось, а потом по чертежам начинаешь собирать — и уже не сходится. Часы любят точность прямо до миллиметра, ошибки приходится исправлять часто, — пояснил он.
Поэтому на изготовление одного аксессуара уходит много времени — примерно месяц-полтора. Отсюда и немаленькая цена.
Безруков купил «Аль Капоне»
Основные клиенты Руслана Скютте живут в России. Понятно, что это — люди состоятельные. Одни из часов авторства архангельского мастера носит, к примеру, актер Сергей Безруков.
— Эти часы продавались в магазине у моего друга в аэропорту то ли Шереметьево, то ли Домодедово в Москве, в зоне для клиентов бизнес-класса. И вот как-то он мне позвонил и говорит: «Часы твои купил этот, как его, актер, который Саню Белого играл — Безруков!» — рассказал Руслан Скютте.
Часы называются «Аль Капоне», они стоили 100 тысяч рублей, и актеру они действительно очень понравились. По крайней мере, он не раз публиковал в своем Instagram фотографии, где у него на руке этот аксессуар. Руслану это приятно.
Но нередко посылки из Архангельска с уникальными часами отправляются и за границу. К примеру, недавно работы Руслана Скютте приобрели жители США и Сингапура. А прямо сейчас Руслан, как он рассказал нам, занят изготовлением часов на заказ для клиента из Австралии — журналиста по имени Стив.
— Он хороший дизайнер и любитель крупных часов. Сам нарисовал эскиз, просил нескольких мастеров ему их сделать, но ему везде отказали. Как-то он вышел на меня, прислал мне чертеж, и я взялся за это — часы в процессе, мужик — в восторге просто вообще, — добавил Руслан.
А вы носите наручные часы?