Замечали, как много мужчин с удочками выходят летом на набережную? Аншлаги бывают даже в будни. Рыбачат они сосредоточенно, явно со знанием дела, которому посвящают часы напролет. Но так и хочется спросить: «Да что же тут, в городе, можно выловить?» Решили, раз такой вопрос возникает, зададим его прямо по адресу. Так и получился этот репортаж: горожане без утайки рассказали, что за рыбка водится у берегов Северной Двины, на что лучше ловить и не страшно ли потом есть такой улов.
«Здесь рыба чистая»: можно ли есть наловленное
Наша прогулка началась с Красной пристани — кажется, именно здесь рыбаки стоят чаще всего. Наш первый собеседник — Борис. Он совсем недавно вышел на пенсию и открыл для себя рыбалку: говорит, сейчас в свое хобби втянул и жену.
— Я тут через дорогу живу, поэтому ловлю именно на Красной пристани. Сегодня стояли с женой с четырех утра, — отвечает Борис.
Он говорит, что так рано приходят многие. Большинство рыбаков друг с другом знакомы — все живут рядом.
Архангелогородец рассказывает, с Красной пристани клюют лещи, подлещики и ерши. Первых наш собеседник ловит «бутербродом», то есть насаживает на обычный крючок сразу и червей, и опарышей.
«Самое большое, что мне попадалось, — двухкилограммовый лещ. Ерши постоянно попадаются — это самая злостная рыба»
Борис отмечает, что плохо ловится в холодную погоду — рыба не активна. Рыбакам тоже остается одно: идти домой и ждать тепла.
Иногда Борис ездит рыбачит на Кегостров, но в городе выходит все-таки чаще. Выловленную рыбу они с женой едят, говорит, она здесь лучше и чище, чем в магазине.
«Рыбацкий шопинг — это накладно!»
У мыса Пур-Навалок знакомимся с Александром Ивановичем, он тоже пенсионер. Ловить пытался сначала на даче, но там без лодки делать нечего. На набережную же легко выйти из дома, и клюет здесь хорошо — особенно окунь.
— Я, правда, рано приехал. Рыба клюет незадолго до большой воды и после, а она только через два часа будет, — объясняет архангелогородец.
Ловит пенсионер на обычного червя — наживку заготавливает на даче.
— Все говорят, что нужна прикормка или еще что-то, — говорит Александр Иванович. — Но я думаю, если рыба гуляет, она и на червя обычного клюнет, а если ее нет, то никакая прикормка не поможет.
Впрочем, денег на хобби Александр Иванович не жалеет, просто предпочитает тратиться на снасти. Во время нашей встречи он как раз испытывал новое приобретение.
— Раньше ловил на удочку, но попадалась одна мелочь. Сейчас вот посоветовался с другом и перешел на донку. Рыбацкий шопинг — это накладно: зайдешь в рыболовный магазин и глаза разбегаются. Прямо как баба в тряпочном магазине. Пару сотен оставишь точно, даже если то, что купил, тебе особо и не надо было.
«Рыбы стало меньше»: про клев на Двине
На набережной недалеко от «Алвиза» замечаем трех веселых друзей. Правда, удочка на всех одна. Главный рыбак в компании представляется нам просто — Дядя Саша. Уже не удивляемся: мужчины тоже проводят здесь свой пенсионерский досуг.
— Мы просто так время убиваем. Чего еще делать? Тут только два пути: налево и на рыбалку, — смеются наши собеседники.
Ловят друзья на мормышку (капелька металла с крючком. — Прим. ред.), а в качестве наживки у них опарыш. При нас Дядя Саша выловил маленькую рыбинку. Но разглядеть мы ее не успели — рыбаки ее тут же отпустили.
— Рыбу не берем. У нас спортивный лов. Домой несем, только если теща ухи захочет! — смеется рыбак.
Он говорит, что рыбы сейчас стало сильно меньше, и вспоминает про свой трофей — леща в 3,5 килограмма.
«Мы все друг друга знаем»: про сообщество пенсионеров-рыбаков
Идем дальше, и на одном из причалов — с огромной надписью «Цой жив» — с нами сам знакомится Иван Хмельницкий. Он, как водится, тоже пенсионер, но рыбалка — его увлечение с малых лет.
Иван осведомляется, знаем ли мы Дядю Сашу, и объясняет, как устроено их сообщество рыбаков с набережной:
— Мы все друг друга знаем — все на одном берегу. Всего четыре больших компании получается: здесь у «Алвиза», на Красной пристани, на трубе у МРВ и у яхт-клуба. Мы общаемся: рыбак рыбака видит издалека.
Иван делится, что здесь клюет вся речная рыба, за исключением большой. Как и Дядя Саша, бывалый рыбак отмечает, что в последние годы рыбы стало меньше.
— Три года назад по городу ливневую канализацию чистили, вероятно, химией, — считает Иван. — С тех пор с рыбой плохо. В 2018 году я за ночь мог килограмм 8–10 леща поймать — рыбалка была отличнейшая. А потом, после этой прочистки, рыба ушла отсюда. Три лета ее просто не было, сейчас вот мелочь появилась, но с рыбой на реке всё равно плохо.
Есть пойманную рыбу пенсионер не боится, но к тому, как поддерживается чистота реки, говорит он, есть вопросы.
— На сегодня река довольно чистая, кушать из нее рыбу не боимся. У нас ведь имеется Роспотребнадзор, санэпидемстанция, природоохранная прокуратура — им и следить, — рассуждает Иван Хмельницкий. — Хотя то, как они работают, тоже вызывает вопросы. Несколько лет назад я стал свидетелем разлива мазута из системы охлаждения нашей ТЭЦ — было пятно в несколько километров. Я там рыбачу, потому что в канал хорошая рыба заходит. Позвонил в МЧС, обошел кучу инстанций — в итоге суд оштрафовал главного инженера ТЭЦ всего на 10 тысяч рублей. За такой-то ущерб...
Рыбалка — излюбленное хобби многих северян. Ранее секретами удачной ловли поделился молодой рыбак с большим опытом Евгений Дубойский. А вот история рыбачки из Савинского, умениям которой позавидуют многие.
О том, какие опасности могут подстерегать на рыбалке, поговорили со специалистами МЧС и госинспектором нацпарка «Онежское Поморье».