Жители Архангельска — особенно те, кто хоть раз ездил на Кегостров — знают про теплоход «Балхаш». Как только заканчивается ледоход, наступает его черед «бегать» по Двине до острова. Ездят не только местные жители, которые работают и учатся в центре города, но и отдыхающие — особенно их много в жару. Этому крепышу уже 76 лет, он в хорошей форме: его модернизируют, проводят косметические ремонты. Однажды приезжие спортсмены даже назвали его самым брутальным среди речных теплоходов в Архангельске.
Раритет с молодой «начинкой»
Долгожитель речного флота появился на свет на Исакогорской ремонтно-эксплуатационной базе во время войны — в 1944 году. До модернизации теплоход выглядел иначе. Он был пароходом — с настоящей паровой машиной, которую позднее заменили дизельным двигателем.
По словам капитана Сергея Лобанова, раньше капитанская рубка была деревянная. Сейчас она металлическая и более вместительная. Понятно, что и техническая «начинка» тоже современная — иначе Речной регистр не позволил бы выходить в рейсы.
— Почти 80 процентов теплохода и не осталось. Техника вся новая, кабели, электрическая часть — одна из важнейших частей судна. Радионавигационное оборудование современное. Конечно, косметический ремонт. Сидения, линолеум, пассажирский салон новый, — добавляет гендиректор компании «Пассажирский флот» Руслан Епишев.
Интересная история получилась со штурвалом. «Родной» демонтировали во время ремонта «Балхаша» примерно в 1970-х годах. По словам капитана, как раз в тот момент рядом стоял «брат-близнец» — теплоход «Коммунар», построенный в 1940 году в Исакогорке. Вот экипажи и «махнулись» штурвалами. Кстати, капитан и сейчас использует тот самый подаренный штурвал, а не управляет теплоходом с помощью какого-нибудь джойстика.
В архиве Архангельского речного порта, которому сейчас принадлежит судно, сохранились газетные заметки о «Балхаше» — чаще всего они касались старта и завершения навигации. В такой публикации от 25 апреля 1984 года говорилось, что из-за закрытия аэропорта на Кегострове упал пассажиропоток. Но планы по объему перевозок тогда оставили в силе, хотя выполнить их было уже невозможно. В заметке упоминается и ветеран «пригородки» Вианор Иванович Хаймусов, который много лет был капитаном теплохода. Затем его сменил Виталий Шестаков — предшественник Сергея Лобанова. Его и цитируют в заметке:
— Наши суда незаменимы, — продолжает Шестаков, имея в виду и однотипный с «Балхашом» «Коммунар», который сегодня вышел на переправу в районе острова Краснофлотский. — Не сравнить их с «москвичами». У тех 150 лошадиных сил, у нас вдвое больше. И сидим глубже. Это значит, что винт работает в чистой воде, не задевает лед.
«Балхаш» и его старший брат «Коммунар» действительно одними из первых открывали летнюю навигацию в Архангельске и вставали к причалу на зиму одними из последних. Ледовый класс теплохода — «Лед-10», судно может работать наравне с ледокольными буксирами. По воспоминаниям горожан, «Балхаш» ходил и на другие острова Архангельска, но потом за ним закрепили рейсы на Кегостров.
Экипаж, который может довезти и спасти
Когда в экипаже нет текучки, это идет только на пользу судну. К примеру, механик теплохода работает еще дольше, чем капитан. Судно они знают «от киля до клотика», по выражению их руководства, то есть — снизу доверху. «Балхаш» за навигацию выполняет примерно пять тысяч рейсов и перевозит около 300 тысяч человек. И чем жарче лето, тем больше пассажиров едут на Кегостров, чтобы отдохнуть на даче или просто прогуляться. Конечно, основной поток — это жители острова, которые вынуждены добираться в центр Архангельска на работу, учебу да и просто в магазины, потому что на Кего их практически не осталось.
— Кегостров удален от города, жителей там порядка трех тысяч, по переписи населения. Основная часть учится и работает в городе. Поэтому пароход крайне необходим, — говорит гендиректор компании «Пассажирский флот» Руслан Епишев. — В Архангельске довольно давно существует такой маршрут, не меньше 20 лет. Раньше количество людей было еще больше, ходило два парохода — один из города, другой с Кегострова, навстречу друг другу бегали. Но потом многие люди переехали с островов.
Тем не менее в Архангельске перевозить пассажиров по реке — дело убыточное, говорят в компании-судовладельце. Поэтому получают субсидии из областного бюджета. Да и количество судов в порту в разы уменьшилось по сравнению с советским прошлым. Прежним капитанам «Балхаша» приходилось искать лазейки и лавировать по акватории, чтобы не зацепить другие суда. Сейчас такого нет. Но зато иногда приходится вылавливать людей.
— Бывает, люди речку переплывают. Подойдёшь, спросишь: «Куда плывешь?», вытащишь, довезешь, — рассказывает Сергей Лобанов.
Да и сам капитан лично вытаскивал человека из воды — правда, еще до работы на «Балхаше». Дело было весной, когда Северная Двина еще не освободилась ото льда. Работая матросом на ледовом буксире, Сергей Лобанов прыгнул за борт, чтобы спасти пассажира. А на «Балхаше» он уже позднее проходил практику, да так и остался работать — сначала мотористом, а потом и до капитана дорос. На судне он с 2000 года.
Раньше с помощью «Балхаша» на Кегостров попадали и экстренные службы. Сейчас сотрудники МЧС могут самостоятельно добраться до острова, но пожарные команды до сих пор пользуются услугами теплохода. Правда, когда шторм или туман на реке, выходить в рейс запрещает капитан порта. Бывает, что непогода застает экипаж уже в рейсе — болтанку на реке «Балхаш» проходил не единожды.
— Большое расстояние, волна бывает хорошая — со стороны Соломбалы нагоняет, — описывает специфику работы капитан. — Моряки стоят на рейде, надо тоже смотреть, как пройти.
Бывало, что везли в город женщин на сносях. Но ни разу на борту роды еще не принимали. Зато интересный случай был несколько лет назад с приезжими бодибилдерами. Они выбирали теплоход, на котором прокатились бы все вместе. «Москва» им не подошла, все симпатии отдали «Балхашу» — он показался спортсменам по-настоящему брутальным судном.
А вы ездили на Кегостров на «Балхаше»?