С 1 марта проезд в автобусе в Архангельске и Северодвинске может подорожать до 29 и 30 рублей соответственно. Постановление, которое позволит перевозчикам поднять цену на билет, начнет действовать именно с первого дня весны. Житель Архангельска, студент Вячеслав Парыгин, возмущен ростом тарифа: в своей колонке он объясняет, почему перевозчики сначала должны наладить ситуацию с обслуживанием пассажиров и только потом повышать стоимость в общественном транспорте.
— До 2018 года ситуация с общественным транспортом в городе не менялась от слова совсем. Были попытки провести в 2017 году конкурсы на 11, 76 и 38 маршруты, но местные перевозчики его срывали, как могли. И вот приходит «Архтрансавто» и заявляет, что до 2020 года вложит в обновление подвижного состава около 400 млн рублей, закупит около 160 автобусов марки МАЗ. Потом их количество снижалось до 100, 80 и, в конце концов, до 60 автобусов.
В конце 2018 года пришли «московские подарки» в размере 30 штук. Суммарно парк того же «Архтрансавто» обновился 51 автобусом среднего класса. Но надо понимать, что это бывшие в употреблении автобусы, и региональный оператор сдает их в аренду перевозчикам по цене новых автобусов. Также их проблемой является очень большой расход дизельного топлива, много электроники и отсутствие дилера в Архангельске.
Но в 2019 году дело с обновлением подвижного состава «забуксовало». Тот же «Архтрансавто» купил всего два новых автобуса! И это при общей численности парка в более чем 100 машин. Да, проходило обновление у других перевозчиков. На маршрутах № 44 и № 1 появлялись автобусы ПАЗ «Вектор Next» в модификации «Доступная среда». Однако хотя это и автобус как бы среднего класса, по факту — все равно ближе к малому классу. Он нужен, я считаю, лишь для того, чтобы перевозчики с пазиками могли проходить на конкурсы с автобусами как бы среднего класса.
Наступил 2020 год. Должны были пройти конкурсы, но то, что случилось, назвать безобразием — это очень мягко сказано (подробнее об этом читайте в большом материале на 29.RU «Кому достанется автобусный бизнес? Перевозчики обратились к Цыбульскому, чтобы фирму выбрали честно». — Прим. ред.). Виднелась монополизация рынка автобусных перевозок в Архангельске под крылом «Архтрансавто». Спасло только то, что конкурсы перенесли на два года. Что городская администрация придумает через год — никому не известно.
Расскажу, что меня лично очень сильно раздражает сейчас в общественном транспорте Архангельска.
1. Автобус ПАЗ-32054 — это уродство современного города. Это сельский автобус. Его покупают только потому, что он дешев как в производстве, так и в эксплуатации. За 2020 год в город поступил аж 51 пазик, из них 37 — в «Архтрансавто», которое еще 2 года назад обещало 160 МАЗов. Я понимаю, что от них не избавиться, но они не должны превышать по количеству 20% от всех автобусов города.
2. ПАЗ «Вектор Next» в модификации «Доступная среда», о котором я уже упоминал. Это пародия на средний класс автобуса — он очень узкий и неудобный. Сейчас появилась его удлиненная модель, которую еще хоть как-то можно называть автобусом среднего класса.
3. Отсутствие закупок автобусов среднего, большого и очень большого класса. За 2020 год в город пришло всего три автобуса среднего класса: один на «копейку» и два на маршрут № 64. Горожане хотят при этом ездить на комфортабельном транспорте, в который им нужно не запихиваться, а нормально входить. Маршрут № 5, к примеру, — это одно сплошное Выхино, то есть вечно — битком.
Эффект Выхино, или Выхинская давка — получил свое название от станции метро «Выхино» в московском метрополитене, которая является самой загруженной. В вагон в часы пик заходит столько пассажиров, что на следующих станциях он уже не может вместить в себя других желающих уехать.
4. Дикие интервалы в движении и давка в салоне. Это вытекает из предыдущего пункта. Приведу пример. На маршруте № 54 до введения автобусов среднего и большого класса ходили 13 автобусов с интервалом в 3–5 минут. Позже автобусов стало 7, но это были именно средний и большой класс. Сейчас же 6 выходов автобусов на линию в день, но часть из них — это обычные пазики, часть — ПАЗ «Вектор Next» в модификации «Доступная среда». Тогда верните хотя бы 10 машин на линию! Из-за больших интервалов в движении появляются забитые пассажирами автобусы.
Или, например, другая ситуация. Про маршрут № 5. До появления на нем МАЗов ходили маршрутки «5э» и «65». Потом первую отменили, а 65-й автобус убрали с Обводного канала. Теперь, по факту, Обводный зачищен от других маршрутов, и вся нагрузка идет именно на маршрут № 5. Все соки выжимаются из этих МАЗов, от чего те после пары лет такой эксплуатации выглядят как побитые собаки.
5. Закрытые глаза мэрии на проблему общественного транспорта. Я считаю, что администрация города тупо следует тому, что говорит Ассоциация автотранспортников. А кто туда входит? «Архтрансавто», «Северодвинский центр пассажирских автотранспортных перевозок» и «Автоперевозки». И, о чудо, директором всех этих фирм является господин Николай Карягин. Мне кажется, что все объединения маршрутов, изменения в движении были его желанием либо убрать конкурента, либо закрыть невыходы автобусов на линию. Например, те же объединения маршрутов № 9/61 и № 10/7у прошли только потому, что нечем было закрывать выходы. А сейчас ситуация стала еще веселее: на маршруте № 9/61 должны ходить 26 автобусов, а графики расписаны только на 17 машин. А в городской администрации снижают техзадание по количеству рейсов, чтобы закрыть уменьшение количества автобусов.
Отдельно хочу привести ситуацию с Уймой. Я считаю, что автобусы маршрута № 104 не должны ходить через весь город, а следовать кратчайшим маршрутом до железнодорожного вокзала. Те, кто хотят попасть в Приморскую центральную районную больницу, пусть пересаживаются на городские маршруты. Почему, к примеру, жители поселков Васьково или Катунино вынуждены делать пересадку, а жители Уймы — нет? Хотя у них есть маршрут № 43 для этого.
Таким образом, проблема общественного транспорта для Архангельска все еще стоит достаточно остро. А теперь о деньгах. За 6 лет тариф взлетел на 11 рублей (с 18 до 29 рублей). Это рост более, чем на 60%. Не могло все так взлететь по стоимости! Инфляция же у нас не превышает и 10%. Напомню, что когда тариф поднимали с 21 до 26 рублей, закладывалось в это повышение то, что по городу будут ездить не бензиновые пазики, а дизельные МАЗы.
Что мы имеем в итоге? Я считаю, что после предыдущего повышения тарифа изменения были незначительны. А это значит, что раз перевозчики не хотят ничего кардинально менять, то существующий тариф — 28 рублей — должен стоять еще года два как минимум. Или надо руководствоваться принципом: сначала — стулья, потом — деньги, а не наоборот.
Согласны с автором?
В Архангельске и Северодвинске тариф повышался в последний раз в августе 2019 года. Тогда мы собрали реакцию жителей региона на грядущее повышение — большинство эту новость тогда восприняли критично.