Сезон первых заморозков, переменчивой погоды и снежной каши под колесами объявляется открытым. Опытным водителям хорошо известно, что все эти условия напрямую влияют на манеру управления автомобилем и требуют повышенной внимательности. Осенне-зимний период считается сложным временем для вождения неслучайно: из-за гололеда и снега опасность потерять управление возрастает в разы.
Так, по статистике Госавтоинспекции Архангельской области с 01 октября по 21 ноября в Поморье зарегистрировано 106 ДТП, в которых 18 человек погибли и 132 участника дорожного движения получили травмы. Чтобы сократить количество аварий на дорогах, необходимо выполнять несложные правила. Какие — рассказали в этом материале.
1. Вовремя поменять летнюю резину на зимнюю
Вряд ли в Поморье остались те, кто еще не «переобул» автомобиль. Но когда всё-таки это нужно делать по правилам? Ответ: как можно раньше. А общепринятым температурным пределом считаются дни, когда температура воздуха утром держится ниже 7 градусов тепла.
Зачем вообще нужно это делать? Зимняя резина — эффективный способ обезопасить не только себя, но и других участников дорожного движения. Она обеспечивает максимальное сцепление автомобиля с дорогой, повышает эффективность торможения, снижает риск потери управления и заносов.
2. Соблюдать скоростной режим
Правильно выбранная скорость — главное условие безопасной езды при плохих погодных условиях в любое время года. В дождь двигаться нужно медленнее, чем в сухую погоду. Снижение должно быть не меньше 30% от скорости в нормальных условиях.
Помимо этого, сбрасывать скорость нужно и там, где приходится маневрировать, и на свободных прямых участках. Поскольку мокрые шины раньше теряют сцепление при торможении и поворотах. При превышении скорости автомобиль может пойти юзом или сорваться в занос.
Снизить скорость важно еще и потому, что внезапно на асфальте может оказаться грязь — мокрая и очень скользкая. Мало того, что она уменьшает сцепление колес с дорогой, так еще и может запачкать пешеходов, идущих по тротуару.
3. Помнить, что тормозной путь увеличивается
Многие водители недооценивают влияние плохой погоды на безопасность движения из-за комфортабельности современных автомобилей. Несмотря на дождь, ветер, снегопад, гололед или более суровые проявления стихии, в салоне автомобиля всё так же тихо, тепло и уютно. Поэтому водитель (и это главная ошибка) ведет автомобиль с той же скоростью, что и при благоприятных внешних условиях. При этом он не учитывает, что реакции транспортного средства будут совсем другими.
По информации Госавтоинспекции Архангельской области, во время гололеда тормозной путь автомобиля увеличивается в 4–5 раз. Для понимания стоит взглянуть на то, как при скорости 60 км/час меняется длина остановочного пути автомобиля. На сухом асфальте она составит 62 метра, на мокром дорожном покрытии — 77 метров, на заснеженном — 113 метров, а на обледенелой дороге — 184 метра. Это означает, что в гололед для полной остановки автомобилю потребуется почти 200 метров.
Снег влияет на сцепление колес с дорогой намного больше, чем дождь и другие летние осадки. Тормозной путь увеличивается не только при резком торможении, но и при плавном замедлении. Проходить повороты следует только на малых оборотах двигателя при заранее включенной передаче, избегая торможения в моменты, когда автомобиль находится на кривой.
4. Воздержаться от перестроений, следить за интервалами
В гололед и слякоть необходимо воздержаться от резких перестроений из ряда в ряд и совершения других маневров, не убедившись в их безопасности. Также не стоит забывать о необходимости соблюдения дистанции и бокового интервала между транспортными средствами.
5. Особая внимательность перед светофорами и перекрестками
К участкам дорог перед светофорами, перекрестками, пешеходными переходами, а также у остановок общественного транспорта важно подъезжать с особой внимательностью. Из-за того, что в этих местах постоянно тормозят автомобили и ходят люди, там почти всегда скользко. Поэтому сбрасывать скорость необходимо заблаговременно.
6. Новичкам быть особенно аккуратными
Особенно аккуратными на дороге должны быть начинающие водители, у которых стаж вождения менее 2 лет. Именно они чаще всего попадают в ДТП. Кроме того, водителям следует психологически перестроиться на зимний стиль вождения. При возможности отказаться от поездки в плохую погоду.
7. Советы по безопасности для пешеходов
Поздней осенью и зимой повышенная концентрация на дороге требуется не только от водителей, но и от пешеходов. Какими рекомендациями стоит воспользоваться для своей безопасности?
Выбирать нескользкую обувь, которая подходит для ходьбы в слякоть и гололед. По возможности ходить только по засыпанным песком участкам дороги или по снегу.
Переходить дорогу только на разрешающий зеленый сигнал светофора, убедившись, что все автомобили остановились и пропускают.
Помнить, что автомобиль не может затормозить мгновенно, особенно в гололед. Поэтому переходить дорогу нужно спокойным шагом, не бежать, не выскакивать из-за припаркованных автомобилей.
Ожидать маршрутный транспорт на остановках лучше как можно дальше от проезжей части. На скользкой дороге автобус может занести на тротуар.
Позаботиться о том, чтобы быть заметным на дороге и носить светоотражатели. В темной одежде в темное время суток пешеходы практически не видны для водителей. Ситуация усложняется во время тумана, дождя, сумерек. Световозвращающие элементы не стоят дорого, более того, их можно сделать своими руками. Как — можно посмотреть в этой инструкции.
Но самое главное, и водители, и пешеходы должны помнить: ответственность за жизнь и безопасность участников дорожного движения зависит только от их собственной дисциплины и благоразумия!