После очередного повышения цены на проезд в автобусах жители Архангельска попросили у городской администрации и крупного перевозчика «Рико» ввести школьные, студенческие и обычные проездные билеты. Северяне подписали официальное обращение к губернатору, но власти объяснили, что сделать это невозможно. Представители перевозчика на просьбу ответили уклончиво: пообещали, что подумают над предложением горожан, но никакой конкретики не сообщили. Мы решили выяснить, а так ли нужен архангелогородцам проездной и запустили опрос на нашем сайте. Вот как на него ответили наши читатели.
Мнения горожан
Больше всего проголосовавших (62,6%) считают, проездные в городе нужны и деньги на них должны выделить из бюджета Архангельска. Некоторые читатели (30,3%) согласились, что проездные в городе нужны, но оплатить их должен перевозчик. Были и те (7,1%), кому проездные билеты оказались не нужны.
Своим мнением горожане делились и в наших социальных сетях. Вот некоторые из их комментариев за проездные:
— Проездные нужны, особенно студентам. Они бедные люди. А кто-то еще из пригорода каждый день катается, например, я, — написала Анастасия.
— Льготникам как минимум нужны. Пусть наша администрация жрет поменьше на деньги горожан, а миллионы в проезд вбухает, — возмутился Данил Яровой.
— За миллиард в год, который им (перевозчикам. — Прим. ред.) платят из бюджета, должен быть как минимум бесплатный проезд, — мечтает Андрей.
Некоторые читатели ссылались на опыт других городов:
— Нужны как в большинстве городов: на 30, 60, 90 и 365 дней и ещё проезд на 2–3 автобусах по одной цене. Во многих городах уже так, некоторые люди едут с пересадкой, например, с Гидролизного до Галушина, и было бы очень удобно оплатить билет один раз и спокойно пересаживаться в течение какого-то времени. А так каждый день по 160 р. в день только на проезд. Выходит 5000 в месяц, и это за гранью. Если бы проездной стоил 2300 рублей, как в других городах, было бы очень выгодно особенно для студентов, — пишет пользователь под ником Droni.
Были и те, кто сообщил, что проездные в Архангельске не нужны:
— Зачем они нужны вообще, толку от них ноль, от этих проездных, — сообщил Андрей Дмитриевич.
— Конечно не нужны, дома забудешь, надо будет за ним бежать, — написал аноним.
Что говорит перевозчик
О том, возможно ли ввести в Архангельске проездные, мы спросили у компании «Рико», самого крупного перевозчика в городе. Там ответили, что самостоятельно сделать этого они не могут.
— ТК РИКО осуществляет перевозки по обслуживанию пассажиров автобусным общественным транспортом по регулируемому тарифу. Для введения системы проездных необходима проработка нормативно-правовой базы со стороны Заказчика. Заказчиком перевозок автобусным общественным транспортом по регулируемому тарифу выступает Департамент транспорта, строительства и городской инфраструктуры. Внедрение системы проездных должно быть проработано на правовом уровне и закреплено законодательно. На текущий момент эти условия отсутствуют. Компания не может внедрять систему проездных самостоятельно. Транспортная работа компании строго регулируется Заказчиком.
При это в компании уверяют, что обсуждали с администрацией возможность внедрения проездных. Однако на вопрос, к чему именно привели эти обсуждения, в «Рико» так и не ответили.
Что говорят в администрации
В городской администрации сообщают, что не обязаны вводить дополнительные меры социальной поддержки для школьников и студентов. По сообщению департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры, средств на финансирование таких проездных в Архангельске якобы нет. К тому же, по словам администрации, в городах, где население не превышает пятисот тысяч человек, проездные по закону можно и не вводить. При этом представители горадмина сообщили, что предложили перевозчику ввести проездные за свой счет.
— Перевозчикам муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа «Город Архангельск» предложено рассмотреть возможность введения проездных билетов для школьников и студентов. По информации перевозчиков, введение проездных билетов за счет собственных средств в настоящее время не планируется.
А как в других городах?
Один из аргументов администрации Архангельска — численность населения. В Архангельске живет меньше 500 тысяч человек, а значит вводить проездные никто не обязан. Решили спросить как дела с проездными обстоят в Чите. Населения там чуть больше, чем в Архангельске, но тоже не достигает необходимого значения.
По данным Службы федеральной статистики от 1 января 2023 года, население Архангельска — 298 617 человек, население Читы — 333 679.
— У нас есть льготные проездные, но только в троллейбусах. Для студентов проездной на один месяц стоит 1280 рублей, для учащихся школ — 960 рублей. Для обычных людей проездной стоит 1920. Пенсионеры, насколько я знаю, по предъявлению паспорта и пенсионного ездят за половину стоимости, — рассказывает Елена Раздобреева, редактор сайта CHITA.RU. — Такое только в муниципальном транспорте, это наше троллейбусное управление, оно принадлежит городу.
При этом и в автобусах, и в троллейбусах Читы есть транспортные карты, которые дают скидку на 2 рубля.
— Подключают ее кондукторы за 100 рублей. На карту надо закидывать деньги, чтобы ездить, соответственно.
Проезды на разных автобусах в Чите стоят по-разному. От 35 до 40 рублей.
Кстати, со старта автобусной реформы, как ее прозвали в народе, в Архангельске прошел уже год.
Перед тем, как появились новые МАЗы и на миллиардный контракт пришел московский перевозчик «Рико», городскую сеть общественного транспорта за 5,8 миллиона рублей изучила компания из Перми ООО «Агентство дорожной информации Радар». Исследование должно было помочь администрации города исправить проблемы с транспортом, а новый перевозчик — повысить комфорт для пассажиров. Есть очевидные перемены, однако горожане до сих пор жалуются и на старые проблемы.
Ранее мы рассказывали, что правительство области потратит 2 миллиона рублей на фуршеты в 2024 году. В прошлом году на закуски на торжественных мероприятиях с губернатором потратили практически 13,5 миллиона рублей. Губернатор Архангельской области объяснял, зачем правительство области ежегодно тратит миллионы рублей на фуршеты.