19 ноября вторник
СЕЙЧАС -4°С

Звёзды северных портов: «Энтузиаст» — буксир-фронтовик, который в 84 года не собирается на пенсию

В новой рубрике мы поднимаемся на борт интересных судов, базирующихся в Архангельске

Поделиться

«Энтузиаст» выглядит не старше других портовых буксиров, но имеет богатую историю

«Энтузиаст» выглядит не старше других портовых буксиров, но имеет богатую историю

Речной буксир — не самое заметное судно в порту. Это маленькая рабочая лошадка, которая за день может выполнить несколько заданий. «Энтузиаст» «бегает» по порту Архангельск, заходит в районы области и даже иногда добирается до соседних регионов. Этому буксиру уже за 80, но на пенсию он не собирается. И вполне оправдывает своё название: несмотря на участие в двух войнах, всё так же крепок и трудолюбив.

Видео: Кристина Полевая

Первая, советско-финская

Когда-то на буксире была мемориальная доска «В память о заслугах перед Родиной». Она появилась по приказу командующего Балтийским флотом в 1947 году. Во время реконструкции «Энтузиаста» её потеряли. Заново её установили только в 2015-м в День ВМФ. И заслуженно — буксир действительно понюхал пороху на двух войнах.

Детали «военной карьеры» буксира собрали воедино сотрудники Северного морского музея. Судно построили и спустили на воду в 1935 году на Ижорском заводе в Колпино. Тогда оно носило другое имя — «Ижорец № 30». В 1936 году паровой буксир передали Северо-Западному речному пароходству.

«Энтузиаст» и его капитан Иван Фефилов

«Энтузиаст» и его капитан Иван Фефилов

В сентябре 1939 года Наркомат речного флота отправил паровой буксир на переподготовку. «Ижорца-30» переоборудовали в минный тральщик. Его функции отныне — поиск и уничтожение мин, проводка других судов через минные «ловушки», его имя теперь — «ТЩ-30». В конце ноября того же года тральщик включили в состав Ладожской военной флотилии Краснознаменного Балтийского флота. Она базировалась в Шлиссельбурге.

«ТЩ-30» отправляют на советско-финскую войну. И там 8 декабря он получает первое боевое «ранение». Уходит из-под обстрела и случайно налетает на камни. Командир отдал приказ выбросить судно на мель, что и спасло тральщик. Забрали его только летом 1940 года, когда финская война закончилась. Сняли вооружение и вернули на гражданскую работу — в Беломоро-Онежское пароходство.

Мемориальная доска «В память о заслугах перед Родиной». На ней указано название судна военных времён — «ТЩ-68»

Мемориальная доска «В память о заслугах перед Родиной». На ней указано название судна военных времён — «ТЩ-68»

Вторая, мировая

Буксир вновь переоборудовали в тральщик в июле 1941 года. Одно из первых заданий на Великой Отечественной — проводка кораблей Балтийского флота от острова Гогланд до Кронштадта и спасение людей, оказавшихся на потопленных кораблях. Всё это происходило во время эвакуации основных сил Балтийского флота из Таллина в Кронштадт и Ленинград. Тогда погибли больше десяти тысяч военных и более четырех тысяч гражданских лиц. Под авиаобстрелами и при взрывах морских бомб потерпели крушение 62 судна и корабля.

В начале октября 1941 года буксир, носивший тогда имя «ТЩ-68», участвовал в высадке морского десанта в Петергофе. Выводил повреждённые боевые катера от острова Сескар в Финском заливе, перевозил боеприпасы и военнослужащих. В 1942 году тральщик участвовал в десяти боевых операциях, в 1943-м — уже в 116. В том числе он проводил корабли и буксировал баржи с военными на острова Сескар и Лавенсаари. За 1943 год он перевёз 3450 тонн грузов и 750 человек, среди них были командующие фронтами и армиями.

Несколько раз буксир был близок к гибели — но команда его спасала

Несколько раз буксир был близок к гибели — но команда его спасала

В апреле 1941-го тральщик пострадал от взрыва двух противотанковых мин. Но экипаж починил судно. В конце декабря оно вышло на задание к гавани Лисий нос. Нужно было закрыть от немцев дымовой завесой стоящие там корабли и баржи с боеприпасами. «ТЩ-68» задачу выполнил и ещё раз доказал, что умеет работать в ледовых условиях.

Тральщик снова чуть не погиб в январе 1944 года — его зажало льдами. Но ничего, его привели в порядок. В июне развернулась Выборгская наступательная операция, в которой участвовал и «ТЩ-68». В августе шла подготовка к Таллиннской операции, где тральщик тоже задействовали. Тогда его экипаж сбил два немецких самолёта, спас команду своего боевого товарища «ТЩ-37», который попал под обстрел. А в ноябре морякам пришлось самими спуститься в ледяную воду, чтобы спасти трал-баржу.

В 1946 году — «демобилизация». Гражданское имя — «Ижорец-30» — буксиру вернули и снова приняли в Беломоро-Онежское пароходство. Его отправили в Архангельск. Известно, что паровой котёл заменили на дизельный двигатель в 1960-х годах. Тогда же буксир переименовали в «Энтузиаст». После этого продолжились рабочие будни — на Северной Двине и Сухоне.

Буксир изначально имел паровой двигатель, который 50 лет назад заменили на дизельный

Буксир изначально имел паровой двигатель, который 50 лет назад заменили на дизельный

Буксир в полном расцвете сил

От отважного тральщика из 40-х годов сейчас осталась часть корпуса возле винта, из внутренностей — некоторые трубопроводы. И ещё кубрик на четырёх человек. По данным «Речной справочной книжки корабельного инженера Е. Л. Смирнова», в военное время экипаж буксира состоял из 15 человек. Сейчас на нём трудится команда из шести человек. «Хороший, маневренный, послушный», — так характеризует судно его капитан Иван Фефилов:

— Если поддерживать его состояние, он ещё и сто лет отпразднует. Буксир работает по порту Архангельск, также заходит в Северную Двину, в реки Пинегу, Вычегду, Вагу. Занимается буксировкой барж, несамоходных судов. Что одна баржа за ним, что три баржи — тянет. У него осадка большая, винт большой, на тягу он хорош.

Сейчас буксир принадлежит Архангельской ремонтно-эксплуатационной базе

Сейчас буксир принадлежит Архангельской ремонтно-эксплуатационной базе

Для тех, кто не знаком с морскими терминами: осадка — это то, насколько глубоко может погрузиться судно в воду. Чем она больше, тем больше грузоподъёмность. В Архангельске, как и полагается портовому буксиру, «Энтузиаст» помогает большим судам встать к причалу или, наоборот, отчалить.

— Он все утащит, но в зависимости от погоды. Допустим, если судно большое, ветер сильный, будет задувать — надо вдвоём тащить, — замечает капитан.

Самый дальний рейс за последние годы был в Республику Коми. Весной два года назад «Энтузиаст» дошёл до Котласа по Северной Двине, потом зашли в Вычегду, и там до самого Сыктывкара. Тащили туда баржу. Успели, пока уровень воды позволял.

В капитанской рубке пульт управления дополнен современными устройствами

В капитанской рубке пульт управления дополнен современными устройствами

Зимой «Энтузиаст», как говорят моряки и речники, встаёт в отстой — на временную стоянку у причала Архангельской ремонтно-эксплуатационной базы. На зимний отдых он уходит одним из последних — обычно в середине декабря, но всё зависит от погоды. Технические характеристики позволяют работать в «молодом» льду. И выходит на работу весной тоже одним из первых — примерно в середине апреля. Так было и во время войны — навигацию 1943 года на Балтийском флоте он начал первым.

— 30 сантиметров льда он ломает. Выручает, если кто-то замёрз и не может выйти. Лёд ломает, вытаскивает. Другие пароходы могут замёрзнуть, а он нет, — говорит Иван Фефилов (пароходами по старой памяти моряки и речники называют почти все суда).

Капитан Иван Фефилов считает, что работать на речном буксире нескучно

Капитан Иван Фефилов считает, что работать на речном буксире нескучно

Сам Иван считает, что работа на портовом буксире нисколько не скучна: всё время разные задания и разные локации. В начале осени, например, сходили до деревни Рочегда Виноградовского района — той самой, где работал врач, для которого местные жители просили награду у президента. Оттуда привезли три тысячи тонн древесины. В навигацию 2016–2017 годов «Энтузиаст» осилил транспортировку плавучей мастерской. Визуально она, как минимум, вдвое больше самого буксира. Её габариты — три тысячи регистровых тонн, или почти восемь с половиной тысяч кубометров.

«Энтузиаст» тянет плавучую мастерскую 

«Энтузиаст» тянет плавучую мастерскую 

Несколько лет назад в архангельских СМИ опубликовали предложение потомственного речника Владимира Маркова поставить буксир вместо сгоревшей шхуны «Запад» на Красной Пристани. В компании-судовладельце относятся к таким заявлениям скептически: «Энтузиаст» работает и приносит деньги, оправдывая вложения в его содержание и ремонт. Рановато становиться памятником.

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
игорь
14 окт 2019 в 10:47

о чем и речь
надо чтобы роботы и техника работала всю жизнь за человека
а люди будут отдыхать и управлять роботами и получать за них зарплату и не надо будет никакой пенсии

Виталий
13 окт 2019 в 13:25

Рудокоп продан был, история умалчивает, что с ним сейчас. Молотобоец порезан. Последний живой Прокатчик - порезали в 2013, так и не дождавшись включения в музейный экспонат. Но это всё обычные паровые буксиры, 50х годов постройки. Колёсников тоже не осталось. Их ещё в 70х выводили из эксплуатации. Остались маленькие речные Антей (СЛДК) и Радость (л/з 23). Оба старше Гоголя. Но скорее всего порежут оба скоро...

Пессимист
11 окт 2019 в 21:37

Таких буксиров совсем не так давно было не мало. Например на 26 л/з работал буксир ещё дореволюционной постройки. Носил сначала название "Какой-то Святой". После Великой Октябрьской Революции переименовали его в "Безбожник", а после проведённой модернизации стал он "Новый". В 90-е, когда лес начали возить машинами, "эффективные" менеджеры сдали его на металлолом, хотя буксир был ещё ого-го. Это история! Её беречь надо.