![«Балхаш» ходил ещё на паровой машине. Судно-ветеран в 76 лет до сих пор перевозит пассажиров «Балхаш» идет на Кегостров | Источник: Архангельский речной порт](https://n1s1.hsmedia.ru/1d/12/93/1d1293cb405d8b5af3b2ffe18f635527/656x438_1_e921fe6ad9f6fedd95a4a722154c3759@2398x1598_0xf6gnvaoF_0595922811096104850.png.webp)
Жители Архангельска — особенно те, кто хоть раз ездил на Кегостров — знают про теплоход «Балхаш». Как только заканчивается ледоход, наступает его черед «бегать» по Двине до острова. Ездят не только местные жители, которые работают и учатся в центре города, но и отдыхающие — особенно их много в жару. Этому крепышу уже 76 лет, он в хорошей форме: его модернизируют, проводят косметические ремонты. Однажды приезжие спортсмены даже назвали его самым брутальным среди речных теплоходов в Архангельске.
Раритет с молодой «начинкой»
Долгожитель речного флота появился на свет на Исакогорской ремонтно-эксплуатационной базе во время войны — в 1944 году. До модернизации теплоход выглядел иначе. Он был пароходом — с настоящей паровой машиной, которую позднее заменили дизельным двигателем.
![Так судно выглядело до модернизации — примерно в 1950-х годах | Источник: из коллекции Г.М. Устюжанинова](https://n1s1.hsmedia.ru/0a/96/02/0a96021ac7dfb4d8835c43d19ae8a2da/656x469_1_c038cc46791d4a0958e82cca680a4f39@1200x857_0xvAx5Ona4_0410936716525044076.jpg.webp)
По словам капитана Сергея Лобанова, раньше капитанская рубка была деревянная. Сейчас она металлическая и более вместительная. Понятно, что и техническая «начинка» тоже современная — иначе Речной регистр не позволил бы выходить в рейсы.
![Сергей Лобанов работает на теплоходе с 2000 года | Источник: Кристина Полевая](https://n1s1.hsmedia.ru/41/40/46/414046a55db34c99b9ff103fe5b58e2a/656x438_1:5653_94755b5e7ff184819ae6c4deec6e2d60@3000x2000_0x5dxQUlcQ_1349671736002168529.jpg.webp)
— Почти 80 процентов теплохода и не осталось. Техника вся новая, кабели, электрическая часть — одна из важнейших частей судна. Радионавигационное оборудование современное. Конечно, косметический ремонт. Сидения, линолеум, пассажирский салон новый, — добавляет гендиректор компании «Пассажирский флот» Руслан Епишев.
![Капитанская рубка была изначально меньше | Источник: Кристина Полевая](https://n1s1.hsmedia.ru/62/0f/7e/620f7edff768b196493b53dc5482341e/656x438_1:5653_35959a70a4690de653bfcbcf483641f6@3000x2000_0xivldZ0nt_7219911437994784315.jpg.webp)
Интересная история получилась со штурвалом. «Родной» демонтировали во время ремонта «Балхаша» примерно в 1970-х годах. По словам капитана, как раз в тот момент рядом стоял «брат-близнец» — теплоход «Коммунар», построенный в 1940 году в Исакогорке. Вот экипажи и «махнулись» штурвалами. Кстати, капитан и сейчас использует тот самый подаренный штурвал, а не управляет теплоходом с помощью какого-нибудь джойстика.
![Снасти для швартовки | Источник: Кристина Полевая](https://n1s1.hsmedia.ru/76/6d/2b/766d2bebaeb8dd73331e66f104c23145/656x438_1:5653_0ca4e5fab2a8d759a41aa0038dcc6a06@3000x2000_0xQHaaFnPj_0325042022649948794.jpg.webp)
В архиве Архангельского речного порта, которому сейчас принадлежит судно, сохранились газетные заметки о «Балхаше» — чаще всего они касались старта и завершения навигации. В такой публикации от 25 апреля 1984 года говорилось, что из-за закрытия аэропорта на Кегострове упал пассажиропоток. Но планы по объему перевозок тогда оставили в силе, хотя выполнить их было уже невозможно. В заметке упоминается и ветеран «пригородки» Вианор Иванович Хаймусов, который много лет был капитаном теплохода. Затем его сменил Виталий Шестаков — предшественник Сергея Лобанова. Его и цитируют в заметке:
— Наши суда незаменимы, — продолжает Шестаков, имея в виду и однотипный с «Балхашом» «Коммунар», который сегодня вышел на переправу в районе острова Краснофлотский. — Не сравнить их с «москвичами». У тех 150 лошадиных сил, у нас вдвое больше. И сидим глубже. Это значит, что винт работает в чистой воде, не задевает лед.
![Слева — тот самый штурвал | Источник: Кристина Полевая](https://n1s1.hsmedia.ru/e3/3b/ce/e33bce9c2f694a09a5acb6f558591073/656x438_1:5653_c38c97e3317e1e3c4e5d5570e83aaaa8@3000x2000_0xz8xYHP4X_1841107756922629853.jpg.webp)
«Балхаш» и его старший брат «Коммунар» действительно одними из первых открывали летнюю навигацию в Архангельске и вставали к причалу на зиму одними из последних. Ледовый класс теплохода — «Лед-10», судно может работать наравне с ледокольными буксирами. По воспоминаниям горожан, «Балхаш» ходил и на другие острова Архангельска, но потом за ним закрепили рейсы на Кегостров.
![Панель приборов на «Балхаше» | Источник: Кристина Полевая](https://n1s1.hsmedia.ru/66/fd/48/66fd487ed0a4035169121116ea2c6e14/656x438_1:5653_5a726ca6512a8cb66937c11e9c32bd6a@3000x2000_0xpwzBCtrI_2434484162782666677.jpg.webp)
Экипаж, который может довезти и спасти
Когда в экипаже нет текучки, это идет только на пользу судну. К примеру, механик теплохода работает еще дольше, чем капитан. Судно они знают «от киля до клотика», по выражению их руководства, то есть — снизу доверху. «Балхаш» за навигацию выполняет примерно пять тысяч рейсов и перевозит около 300 тысяч человек. И чем жарче лето, тем больше пассажиров едут на Кегостров, чтобы отдохнуть на даче или просто прогуляться. Конечно, основной поток — это жители острова, которые вынуждены добираться в центр Архангельска на работу, учебу да и просто в магазины, потому что на Кего их практически не осталось.
![На «Балхаше» жители Кегострова ездят на работу и учебу в центр города | Источник: Кристина Полевая](https://n1s1.hsmedia.ru/e4/36/b2/e436b23a0248bbd6ea8da71fa95c17f1/656x438_1:5653_f9a7e13e7e3f35cf11fac9b4c6e88e6c@3000x2000_0x77spD2m5_3862693246470513304.jpg.webp)
— Кегостров удален от города, жителей там порядка трех тысяч, по переписи населения. Основная часть учится и работает в городе. Поэтому пароход крайне необходим, — говорит гендиректор компании «Пассажирский флот» Руслан Епишев. — В Архангельске довольно давно существует такой маршрут, не меньше 20 лет. Раньше количество людей было еще больше, ходило два парохода — один из города, другой с Кегострова, навстречу друг другу бегали. Но потом многие люди переехали с островов.
![Больше всего пассажиров в хорошую погоду, когда горожане едут отдохнуть на Кего | Источник: Кристина Полевая](https://n1s1.hsmedia.ru/a3/ff/16/a3ff16601b30904adfde8929f0162eda/656x438_1:5653_3d343c1423621778eb49393a8ea8bf14@3000x2000_0xelSN8n8N_7361433755650126248.jpg.webp)
Тем не менее в Архангельске перевозить пассажиров по реке — дело убыточное, говорят в компании-судовладельце. Поэтому получают субсидии из областного бюджета. Да и количество судов в порту в разы уменьшилось по сравнению с советским прошлым. Прежним капитанам «Балхаша» приходилось искать лазейки и лавировать по акватории, чтобы не зацепить другие суда. Сейчас такого нет. Но зато иногда приходится вылавливать людей.
![В день «Балхаш» делает больше 20 рейсов | Источник: Кристина Полевая](https://n1s1.hsmedia.ru/3f/f7/f3/3ff7f3fdd413d2a3b1c79fa4cf83c072/656x438_1:5653_b12c64bfed779e7c96d16a6f0d0d4803@3000x2000_0xMD5GNAI0_0985684176404200214.jpg.webp)
— Бывает, люди речку переплывают. Подойдёшь, спросишь: «Куда плывешь?», вытащишь, довезешь, — рассказывает Сергей Лобанов.
Да и сам капитан лично вытаскивал человека из воды — правда, еще до работы на «Балхаше». Дело было весной, когда Северная Двина еще не освободилась ото льда. Работая матросом на ледовом буксире, Сергей Лобанов прыгнул за борт, чтобы спасти пассажира. А на «Балхаше» он уже позднее проходил практику, да так и остался работать — сначала мотористом, а потом и до капитана дорос. На судне он с 2000 года.
![С борта можно полюбоваться на Архангельск | Источник: Кристина Полевая](https://n1s1.hsmedia.ru/23/a7/c4/23a7c4e25d67a44de1bfb28f98494a98/656x438_1:5653_c25e2b0a7466b048b5e06bf501f36cba@3000x2000_0xHlYTFk4s_6030040524151097318.jpg.webp)
Раньше с помощью «Балхаша» на Кегостров попадали и экстренные службы. Сейчас сотрудники МЧС могут самостоятельно добраться до острова, но пожарные команды до сих пор пользуются услугами теплохода. Правда, когда шторм или туман на реке, выходить в рейс запрещает капитан порта. Бывает, что непогода застает экипаж уже в рейсе — болтанку на реке «Балхаш» проходил не единожды.
— Большое расстояние, волна бывает хорошая — со стороны Соломбалы нагоняет, — описывает специфику работы капитан. — Моряки стоят на рейде, надо тоже смотреть, как пройти.
Бывало, что везли в город женщин на сносях. Но ни разу на борту роды еще не принимали. Зато интересный случай был несколько лет назад с приезжими бодибилдерами. Они выбирали теплоход, на котором прокатились бы все вместе. «Москва» им не подошла, все симпатии отдали «Балхашу» — он показался спортсменам по-настоящему брутальным судном.
А вы ездили на Кегостров на «Балхаше»?