Рабочая группа Федерального космического агентства (Роскосмос) и Российской академии наук подготовила пакет интегрированных предложений по методике и этапности освоения Луны, сообщают «Известия». Видимое отличие данного документа от предыдущих вариантов концепции лунных программ – проработанная идеологическая составляющая. В предложении от РАН и Роскосмоса теперь цель изложена четко: России следует оперативно застолбить наиболее перспективный район Луны – ее Южный полюс. «Уже в первой половине XXI века развернется соперничество космических держав за обладание наиболее привлекательными лунными плацдармами для создания будущих исследовательский станций, – говорится в тексте документа. – Лунные плацдармы будут выбираться из условий максимально продолжительной освещенности и наличия в их непосредственной окрестности залежей водяного льда».
Принципы использования Луны тем или иным государством в наибольшей степени регулируются так называемым договором о космосе 1967 года (полное название – Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела), изначально подписанным СССР, США и Великобританией, а впоследствии – более чем 100 другими государствами. Вторая статья этого документа гласит: «Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами».
Освоение Южного полюса Луны предлагается разбить на три этапа: разведка и посадка – первый этап, создание полигона – второй этап и строительство базы – третий. На лунном полигоне планируется разместить станции мониторинга Земли, стенды для отработки новых космических и медико-биологических средств для подготовки экспедиций на Марс. «Практическая реализация программы освоения Южного полюса Луны с использованием автоматических средств и интегрированным применением автоматических и пилотируемых средств позволит определить наиболее важные технологии, разработка которых необходима в первую очередь для их успешной реализации», – описывают авторы предложений ожидаемую пользу от реализации программы.
Научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев отмечает, что предложения Роскосмоса и РАН написаны «в духе глубочайшего оптимизма».