Крошечная деревня Морозилка в Мезенском районе прославилась на всю Россию благодаря конкурсу на самое веселое название населенного пункта. В итоге она не победила, но зато привлекла к себе внимание журналистов. На прошлой неделе в деревне даже проходили съемки для передачи Первого канала. Для истории запечатлели единственного на данный момент и, возможно, последнего жителя Морозилки — пенсионера Ивана Викторовича Лебедева. Мы тоже с ним связались и расспросили, как ему живется одному и откуда у деревни такое забавное имя.
Съемки сюжета для Первого
— Позвонили с Первого канала и говорят: «Нам нужен сюжет о Морозилке. У вас там случайно не живет съемочная группа? Нет, говорим, у нас там вообще никто не живет. Живёёёёт, оказалось! — такое сообщение появилось на прошлой неделе в группе районной газеты Мезенского района «Север» в социальной сети.
В итоге на съемки подрядили корреспондентов из соседнего с Морозилкой поселка Каменка. Это были фотограф Дмитрий Федотов, который до этого никогда не снимал видеосюжеты, но пригодилась его «зеркалка», и краевед и сотрудник музея Лидия Сопочкина. Глава администрации Каменского поселения Вера Флоринская нашла для поездки машину.
— От Каменки до Морозилки — примерно 7–8 километров дороги. В деревне постоянно живут два человека, но встретили мы только одного дедушку примерно 70 лет. Вопросы ему задавали простые: знал ли он про то, что Морозилка участвует в голосовании, голосовал ли сам, — рассказал Дмитрий Федотов.
Лидия Николаевна Сопочкина занимается краеведческими исследованиями, но даже ей об истории Морозилки известно очень мало. В своей статье об этой мезенской деревне она называет ее «забытым поселением»: никаких архивных документов о нем нет, поэтому история Морозилки записывается со слов жителей. Официально населенный пункт изначально назывался «базой мезенского рыбозавода номер два», но в народе всегда был Морозилкой.
Отсняв материал для федерального канала, съемочная группа вернулась в Каменку. Сюжет о Морозилке обещали показать в программе «Доброе утро», но пока он еще не вышел в эфир.
«То телевизор смотрю, то карусель делаю»
Жителя, которого встретили в Морозилке, зовут Иван Викторович Лебедев. Как он рассказал корреспонденту 29.RU по телефону, вообще-то в деревне постоянно проживают два человека. Но сейчас его единственный сосед, тоже пенсионер, Федор Васильевич Мылюев уехал на лечение. Поэтому начало зимы Иван Викторович встретил один. Впрочем, как он признался, с соседом они, хоть и остались вдвоем в Морозилке, не так чтобы друзья — время проводят каждый сам по себе, в гости друг к другу не ходят. И где-то примерно лет пять их всего двое зимой остается в деревне.
— Да я уж попривык тут один. Но я ведь только зимой живу один-то. Летом родственники приезжают. Не скучно мне вроде. То телевизор смотрю. А то вот все чё ли конструирую. Вот сейчас карусель ребятишкам делаю, внукам, — рассказал Иван Викторович.
Продукты и пенсию ему присылают родственники из Каменки. Сам он раньше ходил в поселок пешком, а сейчас добирается с попуткой — каждый день мимо Морозилки проезжает машина, которая развозит рабочих Каменской нефтебазы.
Иван Викторович рассказал, что живет в Морозилке всю жизнь и покидать малую родину не собирается. О том, что родная деревня участвует в конкурсе на веселое название, он узнал из телевизора. Правда, сам он не видит в названии Морозилка ничего особенно смешного: во-первых, привык, а во-вторых, деревня-то вымирает, что тут смешного.
— Раньше, когда ловили рыбу, в деревне сделали рыбоприемный пункт и большой ледник построили. Лед свозили с озер тракторами, лошадями. И вот когда рыбу солили, то потом ее хранили тут в леднике, морозили. Я сам на этом пункте работал. Оттого и название — Морозилка. Потом рыбзавод превратился в комбинат… А потом и суда перестали постепенно ходить, всё закрылось. Всё, что было: мастерские, начальная школа, детский сад, клуб, почта, медпункт, — всё закрылось. И народу всё меньше остается, работы-то нет. Вот щас мы еще с Федей помрем, и в Морозилку только летом кто-то будет ездить — так, на дачу. И что я с этим могу сделать, не знаю.
Если вы или ваши родственники также живут в маленьких деревнях, где почти не осталось людей, расскажите нам вашу историю в комментариях или напишите письмо на электронный адрес редакции 29@rugion.ru.
Точной даты основания Морозилки нет. Как пишет в статье о деревне краевед Лидия Сопочкина, Морозилка начиналась с двух избушек на берегу Мезени, в которых сезонно жили бригады рыбаков и ловили семгу. В 1936 году здесь построили ледник для заморозки и хранения улова. Известно, что в 1944 году в Морозилке на время поселились 20 семей спецпереселенцев. Позже они уехали из этих мест. В 1945 году в деревне построили первый общий дом для рабочих. Затем стали появляться и частные дома. С прибавлением населения открылись медпункт, начальная школа, магазин, клуб. Трудились большинство селян на обработке рыбы. После войны в 1958 году в деревне построили коптильный цех, мастерские для изготовления бочек и чанов под соленую рыбу, солевой склад и мастерские для ремонта судов. За сутки морозиловцы в самые удачные дни могли поймать до 700 рыб весом от 3 до 15 килограммов. Всю семгу отправляли в Архангельск на пароходах, по 30–40 бочек за рейс. В последние годы существования рыбной базы здесь обрабатывали уже и другие виды рыбы: сельдь, навагу, корюшку. В 1969 году из-за некачественной партии копченой сельди базу в Морозилке закрыли. Всё оборудование перевезли на другую базу, а жилые общественные дома — в Мезень. Другие постройки постепенно разрушались, а люди — уезжали.