![](https://n1s1.hsmedia.ru/fa/54/70/fa547040611f49fabf101f68fa5ee8aa/656x514_1_ba6f485e983c5daa39e7beda80987a0e@800x626_0xgec8WspP_0655575572907554942.jpg.webp)
Сеть городских порталов начинает цикл публикаций к 75-летию Победы под названием «Фронтовой инстаграм». Мы решили заполнить альбом уникальными снимками прошлых лет, которые рассказывают о вкладе каждого региона в Победу над фашизмом. Кадры той эпохи, собранные по всей стране, мы публикуем в инстаграме «Первый фронтовой», и в этом тексте расскажем про труд Архангельской таможни в непростое военное время. Когда разглядываешь эти фотографии, не верится, что все это было рядом с жителями города. Караваны иностранных судов, идущие наш порт. Танки, висящие на крючках кранов. Расставленные в ряд самолеты, пока еще новенькие... Смотрим.
Обменивались приветствиями — говорили hello
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ea/93/2e/ea932e54ce9efe89ed30806a15864628/656x443_1_05ee48c986a06484ff748c6b773b17b8@2596x1750_0xgsndhONZ_7981174523700173507.jpg.webp)
Арктические конвои Второй мировой войны проходили из Великобритании и оккупированной союзниками Исландии в северные порты СССР — Архангельск и Мурманск. Они доставили около половины всей помощи от США по ленд-лизу — боевые припасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование и лекарства, стратегическое сырьё, включая нефтепродукты. В 2019 году северяне отметили 78-ю годовщину прибытия союзного конвоя «Дервиш». На митинге памяти мы познакомились с архангелогородкой, которая была еще совсем маленькой, когда иностранцы впервые прибыли в Архангельск.
— Мне тогда было всего пять лет, но я помню английских и американских моряков, которых можно было встретить в Архангельске на тогдашней улице Энгельса (сегодня это Воскресенская — Прим. ред.).Бросалась в глаза их красивая форма, мы даже обменивались с ними приветствиями — говорили hello. Они угощали нас, детей, шоколадом, который в военное время в Архангельске невозможно было достать. Причем шоколад у них оказался очень интересным — с желтой начинкой. Я до этого никогда не пробовала такого, — вспоминает архангелогородка Нелли Николаевна.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c0/78/c2/c078c2c626d257efbed7af032dee9ccd/656x483_1_b1a0942ac141695d9e145ef2d15c6c68@800x588_0xmgCdT21C_5094095677927825735.jpg.webp)
Прятались от бомбежки, но причалы строили
Первое, что увидели иностранцы — это Архангельский порт. И привозили с собой англичане и другие наши союзники, конечно, не только шоколад. Помимо продовольствия судна доставляли самолеты, танки, грузовые и легковые машины, оружие, взрывчатку, различную аппаратуру и нефтепродукты.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b3/2f/59/b32f5953f9fbda69e4603067bdfa8ec8/565x700_1_6b280ca131b3a52c5d91b42cda34677f@645x800_0xzvtXfaSh_1598878369307597045.jpg.webp)
В начале Великой Отечественной войны Архангельской таможне дали важное правительственное задание — принять и оформить грузы от союзников, которые придут с Северными конвоями. Первый конвой из шести английских судов и кораблей охранения под названием «Дервиш» прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года и встал под разгрузку в портовом районе Бакарица. Как оказалось, ни порт, ни таможня были просто не готовы к таким объемным поставкам.
— Таможня тогда могла направить для контроля за разгрузкой к судну только одного человека, и на его работу давалось около двух часов, — рассказывает пресс-секретарь Архангельской таможни Павел Кузнецов. — В итоге стало ясно, что порт надо расширить и оснастить техникой. То есть причал, например, строили во время бомбардировки врага на Бакарице и Экономии. В таких непростых условиях поставили около 40 подъемных кранов, соорудили причалы в Молотовске, — так раньше назывался Северодвинск. А чтобы расширить штат, сотрудников привезли из Ленинграда и даже с Дальнего Востока.
Танки доходили уже с дефектами
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b7/bd/71/b7bd713dc7f4fb7564e194db4c6e47e9/656x511_1_76d35d1d18ba6baa7923ec7a3472a727@800x623_0xrdW6Y0b0_7336708581857714090.png.webp)
Каждое судно и каждый груз сотрудники таможни оформляли и досматривали. На период навигации создали временные таможенные посты.
— Удалось сохранить уникальные снимки, смотришь и понимаешь, вот так страны-союзники отправляли нам свою помощь: танки, самолеты, продовольствие. Зачастую грузы, направленные Северными конвоями к нам в город, приходили с явными дефектами. Больше всего поломок в порту отправления — при перевозке и выгрузке было у крупногабаритных грузов, в первую очередь танков. На каждый пароход после его разгрузки составлялся генеральный акт, к которому Архангельский порт прилагал акты-извещения на дефекты и недостачи, а потом эти документы подписывала таможня, — объясняет Павел Кузнецов.
Выгрузка под обстрелом с неба
Работа в таможне в годы войны требовала не только неимоверных сил, но и героизма. В мае 1942 года немецкая авиация налетела на Архангельск, и иностранный пароход «Нью-Вестминстер Сити» получил серьезное повреждение. Команда в панике покинула судно. Инспектор таможни Федоров организовал выгрузку под обстрелом с неба, — он, несмотря на аварию, не уходил несколько дней, пока не закончил свою работу.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c9/f3/9a/c9f39a558dd17a375e4124c932e1dc69/656x515_1_8a7f3bc058ec19aca270868451bf25db@800x628_0xlMJx1qUz_1685227503912154848.jpg.webp)
Самым напряженным по объему работы для порта и таможни был 44-й год. Тогда было больше всего судов, пришедших в Молотовский порт в течение недели, но поручение правительства в итоге Архангельск выполнил.
За контрабанду штрафовали
Сначала выпуск ленд-лизовских товаров даже производился таможенной службой под уплату государственной пошлины, но потом взимать ее перестали, и товары пропускали через границу как благотворительные грузы. Что еще входило в список беспошлинных грузов помимо вооружения, боеприпасов и воинского снаряжения? Это медикаменты, медицинские инструменты, госпитальное оборудование, предметы санитарии и гигиены, продовольствие, одежда, белье, обувь, постельные принадлежности.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/75/e7/00/75e700a0e6ffdddc9970941936169c0d/546x700_1_09d20c451f9b5481f0a3cfe7bf32350e@624x800_0xdYyducC4_4228363129253885471.jpg.webp)
Таможенники досматривали весь багаж и ручную кладь пассажиров и команды, все помещения судна, в том числе каюты пассажиров и членов экипажа, и неважно, под каким флагом было судно. Советским или иностранным. Судовая провизия опечатывалась или пломбировалась таможней в специальных помещениях. Это не касалось разве что продовольствия для питания членов экипажа и пассажиров во время стоянки судна в порту.
После досмотра капитану выдавали люковую записку. В ней объяснялось, что такое контрабанда: вынос на берег и внос на судно членами экипажа каких-либо вещей. Тогда товары могли и конфисковать, а на виновного наложить штраф. Строго, но случаев контрабанды было много, бороться с этим таможенникам помогала милиция.
Мы уже рассказали, как сразу после окончания Великой Отечественной войны 19-летнего парня отправили снова на фронт — воевать с японцами. Также мы добыли уникальные кадры из Архангельской таможни, которая была стратегически важным объектом непростое военное время. Еще читайте, как бравый летчик из Подмосковья сбивал самолеты врагов и стал своим на Пинежье. В материале «Ранения изменили внешность, но не сломили дух: 14 историй героев войны» мы опубликовали 14 кадров с историями.
Говорят, в военные годы влюбляться было некогда, но это неправда, - любовь была. И об этом наш материал про уроженку Карпогорского района, которая вышла замуж в разгар войны. А кто-то вернулся с осколком гранаты в теле, и живет с ними до сих пор.
Когда мы запускали «Фронтовой инстаграм», не представляли, сколько получится собрать снимков и историй от ветеранов и их родственников. Однажды к нам попал целый архив уникальных фотографий из разрушенного Берлина 1945-го. Его нам передала читательница Ирина. Снимки достались ей от деда, ушедшего на войну ещё в 1940-м и прошедшего её до победного финала. Если ваша семья тоже хранит память, тогда пишите нам во «ВКонтакте», Facebook, на почту 29@rugion.ru или в наш профиль в Instagram.