Деревянный аэропорт появился в Лопшеньге еще в 1960-х, и до сих пор он принимает и отправляет «Аннушки» и Ми-8. Подобных аэровокзалов на Севере осталось совсем мало, сделать из того, что расположен в Лопшеньге, уникальный музей решили в Кенозерском нацпарке. Мы в подробностях рассказывали, почему так получилось, кто и как трудился над созданием этого необычного пространства. Теперь пришло время его открывать — это случится 5 сентября, сообщает пресс-служба нацпарка.
— В Архангельской области осталось всего семь действующих деревянных аэропортов. С развитием дорожной сети многие из них просто исчезли, а там, где дороги появятся нескоро, деревянные аэровокзалы заменяют безликими постройками контейнерного типа. В наших руках исчезающее, но такое значимое наследие! — рассказывает руководитель проекта, начальник службы развития национального парка «Кенозерский» Александра Яковлева. — Нашей главной задачей было сделать аэропорт комфортным для людей. Чтобы в нём было тепло и хорошо пассажирам и сотрудникам, интересно посетителям.
По информации пресс-службы, аэровокзал не ремонтировался уже много лет, потому ожидание рейсов было не очень комфортным для людей. При этом добраться до города жители Лопшеньги могут только таким путем или морем. Само здание хотелось сохранить — оно образец исчезающей деревянной архитектуры XX века.
Сейчас в здании аэровокзала обустроили музейно-этнографический комплекс «Воздушные причалы Белого моря» — это одновременно и зал ожидания, и интерьерный музей, где воссоздана атмосфера 1960–1970-х годов. Оригинальную мебель удалось отреставрировать, а недостающие предметы для музея собирали всем регионом. Около 300 вещей — одежду, дорожные сумки, советские плакаты и многое другое — передали жители Архангельской области.
— Работа над подбором экспонатов заняла год. Нашлось столько интересных вещей, что кроме тематических зон, запланированных изначально, мы оформили еще несколько. В музее будут «Комната матери и ребёнка», «Касса», «Буфет», «Почтовый уголок», «Бюро забытых вещей» и другие разделы, — поделилась куратор экспозиции, начальник отдела изучения и интерпретации историко-культурного наследия национального парка «Кенозерский» Марина Мелютина. — Можно сказать, что мы стали летописцами истории малой авиации на Онежском полуострове. Информацию пришлось собирать по крупицам: в архивах, в воспоминаниях авиаторов и жителей деревни. Мы расскажем о малой авиации в целом и раскроем личные истории летчиков и руководителей аэропорта. Всё это абсолютно новый материал, для сбора и интерпретации которого пришлось погружаться в тонкости работы и повседневной жизни авиаторов.
Поработать над этим проектом успели более 50 человек: это строители, реставраторы, дизайнеры, научные сотрудники, координаторы, волонтеры и жители деревни.
Кстати, мы часто рассказываем о том, как умельцы из Архангельской области сами облагораживают дома, где они живут, а также спасают от гибели, реконструируют памятники. Например, во дворе дома на улице КЛДК, 82, к. 1 на Кегострове появился фонтан. Сделан он полностью силами местного жителя Геннадия. А еще один житель Кегострова Александр Мальцев по собственной инициативе привел в порядок памятник, о котором не помнят даже на острове.