На прошлой неделе определились победители фотоконкурса «Открытый Север», который ежегодно проводит Туристско-информационный центр Архангельской области. Среди более чем 1200 работ жюри выбрало один снимок-победитель в четырех номинациях: «Высота», «Глубина», «Традиция» и «Красота». Мы публикуем эти фотоработы с небольшими комментариями авторов или членов жюри — наслаждайтесь!
««Традиция» — это не про платки-хороводы»
В номинации «Традиция» выбрали снимок под названием «Север, снег и бабушка», его автор — Наталия Колтакова. Он сделан в селе Шунема Вельского района. Победителя в этой номинации выбирала фотограф и блогер из Архангельска Ирина Ефимова. Она отметила, что для нее как для судьи были принципиальны в выборе лучшего несколько моментов.
— Первый из них — фотография должна быть Настоящей, то есть показывать жизнь, как она есть. И в нашем случае через традиции, архаизм и реальность. Я не люблю «ряженых» и редко приемлю лубочность. Для меня лично «Традиция» — это совсем не про платки-хороводы. Это про жизнь, про бабушкины пироги, про настоящих людей, про живую историю, — рассказала Ирина об этом в сообществе конкурса «Открытый Север» во «ВКонтакте».
Второе, на что она обращает внимание, — это качество снимка, а третий момент связан с представлением о том, что кадр должен быть живым, передавать кусочек происходящего здесь и сейчас мгновения, которое никогда уже не повторится. Иначе получится открытка, отметила фотограф. Ирина подчеркнула, что было немало достойных фоторабот, но она остановила свой выбор именно на снимке Наталии Колтаковой.
— Он очень хорош в композиционном и цветовом плане. Но самое главное — в нем присутствует тот самый момент жизни, который сочетает прошлое и настоящее. Традицию и современность. Это настоящий кадр! — пояснила эксперт.
Кадр о «самой настоящей дружбе»
В номинации «Красота» победила фотография Артёма Самохвалова «Друзья». Она была сделана в деревне Вершинино, в Кенозерском национальном парке.
— В этом году исполнилась моя давняя мечта — я побывал в Кенозерском национальном парке в прекрасную, но скоротечную пору золотой осени. Мне хотелось передать атмосферу этого удивительного уголка Русского Севера в одном кадре. И когда я увидел этого рыбака, возвращавшегося домой на лодке в компании своего четвероногого друга, я понял, что это то, что я ищу: бескрайние просторы Кенозера, извилистые берега, покрытые окрашенным осенью лесом, и, конечно же, невероятно душевные люди, живущие в этих местах. Всё это слилось в единую картину. Мне бы очень хотелось, чтобы зрители, смотрящие на эту фотографию, не только увидели живописный пейзаж, но и почувствовали всю мощь изображенного места, и в то же время прониклись спокойствием и гармонией жизни в нем — всё то, за что я люблю Русский Север в общем и Кенозерье в частности, — поделился с нами автор снимка Артём Самохвалов.
Победителя в этой номинации выбирала главный редактор национального туристического портала Russia Travel Анастасия Ильиных. Она отметила интересную небанальную композицию, глубину кадра и передачу настроения.
— На Север не едут за весельем и развлечениями — сюда едут, чтобы замедлиться, побыть наедине с собой и суровой природой, немного лучше понять себя и вернуться другим человеком, чуть более размеренным, задумчивым — прямо как мужчина, которого мы видим на снимке. А еще в этих краях не бывает случайных людей, и потому зарождается самая настоящая дружба. И ее мы тоже видим на фото. Разглядывая этот кадр, так и хочется сочинить свою историю: понять или придумать, что это за человек, куда он держит неспешный путь, как зовут его собаку и за какое лакомство она разрешит почесать ее за ухом — так бывает только с по-настоящему хорошими снимками, — рассказала эксперт.
Кадр, объединяющий три стихии
В номинации «Высота» победила фотография Игоря Фролова «Восход на Белом море».
— Интересно снимать на Севере. Я родился и вырос на Севере, и за 29 лет он не перестает удивлять разнообразием пейзажей и волшебной красотой природы, — поделился с нами автор фотографии.
Победителя в этой номинации определил дизайнер, аниматор, руководитель творческой студии «Северный огонь» Василий Подойницын.
— Чудесная фотография, объединяющая в себе три стихии: земля, вода, воздух. Мы видим, как море точит берег, видна граница противостояния. Вода и суша в вечном взаимодействии. Это действо, бесконечно текучее по волнам времени, цикл за циклом, восход за восходом, закат за закатом, под необъятным небом и постоянным наблюдателем — солнцем. Для этой «игры» время не имеет значения. Время быстротечно для людей. Это отлично подчеркивают разваливающиеся деревянные дома, сухие бревна/палки и следы на песке, — рассказал он о своем выборе.
Кадр о морской культуре Севера
В номинации «Глубина» победительницей стала Мария Кувалдина со снимком «Конец путИны».
— Почему интересно снимать на Севере? Всё очень просто: я здесь родилась и живу, каждый день и час дышу Севером, коренная поморка с очень глубокими корнями, так что, можно сказать, Север у меня в крови, — рассказала нам автор снимка.
Выбрал кадр-победитель художник, главный редактор журнала Plus и директор Северного морского музея Евгений Тенетов.
— Мой выбор фотографии-победителя основывается на двух критериях: живописность и региональная идентичность. Оба эти критерия здесь идеально сочетаются. Кроме того, я считаю своим долгом при любом удобном случае напоминать об истории и традиции деревянного судостроения, о морской культуре Севера. Я уверен, что, помня об этом, возрождая традиции поморов, зная свою историю, мы отвечаем на два главных вопроса: «Кто мы?» и «Почему мы здесь живем?». Без ответов на эти вопросы мы остаемся «народонаселением», а не жителями Русского Севера, — объяснил он свой выбор.
А какая фоторабота понравилась вам больше всего? Пишите в комментариях. И не забывайте заглядывать на нашу страницу в Instagram — там мы публикуем красивые пейзажи и не только!