Владимир и Мария Балашевич — фотографы и опытные путешественники. Вместе супруги объездили полсотни стран и, став родителями, начали показывать мир своей 4-летней дочке Алисе. Несмотря на политические события, они продолжили путешествовать, а в этом году впервые побывали в Южно-Африканской Республике. Их семейный отпуск длился целый месяц. Вернувшись с юга Африки в зимний Архангельск, северяне рассказали, что удивительного открыли для себя на другом континенте, каких животных встретили на сафари, а каких выгоняли из номера в отеле, сравнили цены на отдых в ЮАР и на российском юге, а также ответили, чего нужно остерегаться туристам в этой стране и как там сегодня относятся к русским.
Могли улететь раньше, но «всё сорвалось»
Для Владимира и Марии Балашевич путешествия — это образ жизни и мотивация больше зарабатывать. Они сами находят выгодные билеты, бронируют отели и планируют свой отдых, не прибегая к услугам туроператоров.
— Куда захотели, туда и поехали, без всяких гидов. Туры заточены под туристов, всё искусственно, не натурально, а тут общаешься с местными людьми, едешь по настоящим достопримечательностям, — считает Владимир Балашевич.
В Южно-Африканскую Республику вместе с дочкой архангелогородцы должны были отправиться еще в марте прошлого года, но нидерландская авиакомпания, которую они выбрали для перелета, отменила все рейсы через Россию из-за событий в мире.
— У нас было путешествие запланировано полностью, вот от и до, по дням, мы заранее забронировали все отели. Но потом, когда всё слетело, мы поняли, что так делать больше не будем, — смеется Мария Балашевич.
Тогда супруги решили перенести поездку на январь, они полетели другой авиакомпанией с пересадкой в Катаре — государстве Ближнего Востока.
— Где-то 5 часов летели до Катара, там целый день находились, погуляли, посмотрели на эту страну и до ЮАР долетели еще за 9 часов где-то, — вспоминает Владимир.
Билеты на самолет наши собеседники взяли еще летом. На троих туда-обратно у них вышло около 150 тысяч рублей.
— Это, конечно, риск всегда — сильно заранее брать билеты, тем более в наших реалиях, но оно того стоило. Потом, к моменту, когда мы улетали, они уже стоили больше 500 тысяч, — говорит Мария.
Галопом по Африке
Когда северяне оказались уже в самой ЮАР, они арендовали автомобиль и поехали по разным городам страны. Свой маршрут составляли спонтанно.
— Смотрели карту, читали в интернете, что тут есть интересного. Основывались на рекомендациях людей из тех мест, куда приезжали, кто-то говорил: «А у нас тут рядом есть то-то и то-то». Вот так вот мы и ездили, — улыбается Владимир Балашевич.
— По всему маршруту отели мы бронировали, в основном, за день, потому что не знали, куда завтра нас понесет: вечером сели, подумали: «А поехали туда», — добавила его жена.
Путешественники не задерживались надолго в одном городе: спешили увидеть как можно больше местных достопримечательностей. Так, они побывали в легендарном Кейптаунском порту и на вершине главного символа Кейптауна — Столовой горе.
— Мы поднимались туда на фуникулере, на высоту 1200 с чем-то метров. Там очень красиво, открывается шикарный, просто великолепный вид на весь Кейптаун, — восхищается северянин.
Надолго впечатлила туристов и поездка на «край земли» — мыс Игольный. Это самая южная точка Африки и граница двух океанов — Индийского и Атлантического.
— Очень интересно и атмосферно было на Игольном мысе. Эмоции, которые мы ощутили на краю земли, не сравнимы ни с чем. Дальше только Антарктида. Находясь здесь, понимаешь, что наша планета не такая уж и большая и все, даже самые нереальные географические точки, вполне доступны, — признаётся Владимир Балашевич.
А еще архангелогородцы побывали на мысе Доброй Надежды. Это крайняя юго-западная точка Африканского континента и одна из наиболее известных достопримечательностей ЮАР.
По словам Владимира Балашевича, выбираться в эту страну меньше, чем на месяц, бессмысленно. Но и этого туристам оказалось недостаточно.
— В ЮАР ехать на меньший срок — это просто очень жалко, — считает путешественник. — Мы и так не посмотрели всё, что хотели, просто нереально было посмотреть всё — столько всего интересного.
Наш собеседник также отмечает, что в Южно-Африканской Республике шикарный климат: там, по его словам, довольно сухая погода и не так жарко и душно, как в Юго-Восточной Азии. Купаться в это время, естественно, можно, но не везде это удобно и безопасно.
— Погода может меняться. Ветер подул со стороны Антарктиды — уже прохладнее. Были дни, когда было +15 градусов всего. А были дни, когда было +35 и выше градусов. Не было дождей практически. Пляжи разные есть. Есть берега, вообще не приспособленные: камни, волны огромные. А есть пляжи песчаные, красивые.
Каких животных встретили: фото и впечатления
Пожалуй, главное, зачем семья поехала на юг Африки, — сафари. Владимир и Мария уже любовались дикими животными, когда отдыхали в Кении и на Шри-Ланке. А вот для Алисы это были первые эмоции.
— На сафари были необычные животные: гепарды, леопарды, страусы, львы... — вспоминает малышка. Лирикой Корнея Чуковского храбрую Алису не напугаешь — от встречи с хищниками она испытала только позитивные эмоции.
Северянам также удалось увидеть носорогов, буйволов, зебр и слонов. Обитателей саванны они засняли на память.
Путешественники несколько раз попадали в дикую природу и на своей машине. Так, они практически целыми днями наблюдали за жирафами и антилопами.
— Там вообще много парков таких есть, которые изолируют хищников, и там только травоядные — можно на своей машине ездить. А которые поопаснее, там уже под руководством [рейнджеров], — объясняет Мария.
Кстати, отели, где организуют выезд на сафари, архангелогородка тоже советует бронировать заранее — чем ближе к сезону, тем и выше цены на них.
— Когда мы туда приехали, он стоил за ночь где-то 1000 долларов. Я не помню, сколько он стоил, когда мы бронировали, но, наверно, раз в пять было дешевле.
А еще Мария и Владимир побывали в вольере с гепардом и даже погладили его! Они посетили центр поддержки диких животных, который открыли местные волонтеры.
— Туда привозят животных, которые нуждаются в помощи: раненых, малышей, которые остались без родителей в природе. Их там выхаживают и, если есть возможность, конечно, выпускают. А если видят, что они уже не выживут сами, то оставляют в этом центре, — отмечает северянка.
Невероятные эмоции туристам подарила и встреча с очковыми пингвинами. Да-да, пингвины обитают не только в Антарктиде, как принято думать, но и в ЮАР. Их можно встретить как вдали от людей, на берегу океана, так и в черте города.
— Они живут в дикой природе, выходят в город, могут ходить по парковке, между домами. На парковках есть знаки, что обязательно нужно посмотреть под колеса машины, когда выезжаешь, чтобы случайно не задавить пингвина. Они подпускают довольно близко людей. Мы выходили на пляж и прямо рядом с пингвинами ходили, Алиса на близком расстоянии разговаривала с ними, говорила, какие они красивые. Они слушали внимательно, головой крутили, — улыбается Владимир.
А вот от знакомства с еще одними местными обитателями, бабуинами, у северян остались неоднозначные впечатления. Мартышки залезли прямо к ним в номер и похитили еду. Владимиру пришлось выгнать незваных гостей.
— К нам забрались четыре бабуина, украли овощи, фрукты, печенье, буханку хлеба, пачку M&M's. Я подушкой их прогнал, громко крича. Они не трогают людей, но могут быть агрессивными, если на них нападать. Если они что-то отняли, к примеру, телефон, и ты пытаешься его вернуть, они могут укусить — клыки у них очень большие.
Впрочем, Алисе наглые звери приглянулись — она даже привезла с собой игрушечного бабуина, которого назвала Саймоном.
Алиса-путешественница
Кстати, Южно-Африканская Республика стала 19-й страной, где побывала 4-летняя Алиса. Девочка начала путешествовать с 7 месяцев, тогда она полетела с родителями в Мексику. Юная путешественница также видела европейские страны, была в Венесуэле, Бахрейне, Казахстане, Кыргызстане и Дагестане.
— Ей повезло родиться в семье путешественников. Поэтому для нее это как обыденность какая-то, наверное, уже. И она весь мир знает. Она сама любит подойти к карте, посмотреть страны и выбрать, куда поедет. Она знает карту всю, может показать такую страну, которую, может быть, даже никогда вы не слышали. А она знает, где эта страна находится, — отмечает отец девочки.
Мария и Владимир уже замечают, как путешествия развивают их дочь.
— Скачки прямо происходят. Когда она еще совсем маленькая была, очень было видно, как у нее речь развивается быстро, какие у нее эмоции появляются, — говорит мама Алисы.
— Она может с иностранцами найти общий язык, даже слабо зная английский. Она не зажимается, не стесняется, — добавил Владимир.
Еще находясь в ЮАР, супруги уже купили билеты в следующую страну — они хотят показать дочке египетские пирамиды и Каирский музей с мумиями и саркофагами.
«На бензин мы тут больше тратим»: про цены в ЮАР
Что касается цен на отдых в Южно-Африканской Республике, то они, по словам путешественников, ничуть не выше, чем в России.
— Во-первых, у всех свои аппетиты, но я бы не сказала, что это дороже. А, возможно, и дешевле, чем в Сочи, — предполагает Мария Балашевич.
— В Сочи вообще дорого, — соглашается с ней муж. — Если где-то по центральной полосе путешествовать, такие же цены примерно и есть. Мы покупали продукты в магазинах, и цены на них такие, как у нас, и даже ниже.
Северяне останавливались в разных отелях и апартаментах, снимали гостевые дома. Чем ближе к достопримечательностям, тем цены были, естественно, выше. Но туристам, к их удивлению, попадались и необычайно дешевые варианты.
— В Африке, что удивительно, можно снять в пересчете на наши деньги за 4000 огромный дом у океана с двумя спальнями, гостиной, со всеми удобствами, с лужайкой перед домом, террасой. А, например, в Москву ты приезжаешь и около аэропорта снимаешь малюсенькую комнатку, номер на 15 квадратов за эти же деньги.
— Мы особо ничего не покупаем в путешествиях. Разве что мы потратились на проживание и билеты, на бензин мы тут больше тратим. Ну и достопримечательности, конечно, где-то вход платный.
«Я думаю, что даже в целом бюджет был такой же, который мы тратили в течение обычной жизни, в Архангельске»
Кстати, с одним неудобством туристы могут столкнуться даже в самых комфортабельных апартаментах ЮАР — это веерные отключения электроэнергии. Из-за этого на крышах многих отелей есть солнечные батареи.
— В день отключают по два раза часа на два электроэнергию. У них там есть свои проблемы в энергетическом комплексе, и это уже для них так обыденно стало. Все местные жители и отели к этому готовы. Когда приезжаешь в отель, они выдают, ну, в худшем случае свечки, в лучшем случае специальные фонарики, через которые можно зарядить телефон. Во многих отелях и вай-фай продолжает работать.
«Европа, только в Африке»: как живут люди в ЮАР
Как говорят туристы, уровень жизни местных в ЮАР сильно разнится. Например, есть развитые районы, которые напоминают европейские страны.
— Ощущение всё время, что либо в Англии, либо в Голландии находишься, очень крутой везде сервис, прямо вот не сравнить со всеми другими африканскими странами. Европа, только в Африке, там прямо европейская атмосфера, архитектура европейская, — подмечает Мария Балашевич.
Как правило, это коттеджные поселки с контрольно-пропускными пунктами. «Чтобы нежелательные люди туда не заходили», — объясняют наши собеседники. Уровень преступности в ЮАР действительно высокий.
— Есть слои населения, которые промышляют грабежами. Но это, как правило, в ночное время. И в целом народ привык: когда темно, все уже по домам разошлись, — говорит северянка.
По словам архангелогородцев, опасными могут быть бедные кварталы, каких в этой стране тоже очень много. Они советуют обходить их стороной.
— В этих районах лучше не задерживаться. Их сразу можно узнать, прежде всего по мусору. Мы проезжали на машине через них: это такие лачуги, как самодельные гаражи в Советском Союзе были, только те были крашеные, а тут они все такого стального цвета, обшитые какими-то листами железа, — вспоминает Владимир.
Мария и Владимир также успели пообщаться с местными жителями. По их словам, в ЮАР живут представители самых разных национальностей, есть и коренное население, и европейцы, которые там укоренились. А говорят здесь, в основном, на двух языках: английском и африкаанс.
Люди в этой стране, как заметили путешественники, доброжелательные и улыбчивые, даже попрошайки в бедных районах просят милостыню с улыбкой.
«Очень ощущается, как только въезжаешь в Россию: лица каменные у всех просто. А там просто ну вот не сходит у них улыбка с лица»
Северяне добавили, что враждебности по отношению к русским на фоне политической ситуации не ощутили. Это касается и любой другой страны, где они были.
— Вообще за всё время, что мы путешествуем, никогда не слышала такого, чтобы кто-то был за Россию или против России. Все местные соблюдают нейтралитет. Много было событий до этого [спецоперации на Украине] различных и с другими странами. И мы сколько с людьми ни общаемся, они не объединяют нас и политику. Нас радушно встречают в любой стране, — отмечает Мария Балашевич.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на площадках 29.RU в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в канале в Telegram.