По окончании университета Ирина Кокорина долго не раскачивалась — сразу нашла работу, и не просто в офисе, а в море! Не каждый рискнет в короткие сроки собрать вещи и махнуть на Дальний Восток, а наша землячка решилась — она провела несколько месяцев в Охотском море на борту судна-трубоукладчика «Академик Черский» — вдали от близких и привычных на Большой земле занятий. Как устроиться на судно, реально ли подзаработать, много ли там женщин и почему девушка ищет другую работу — об этом и не только Ирина Кокорина рассказывает в этом честном интервью.
«Академик Черский» — краново-монтажное трубоукладочное судно, совмещающее в себе функции кранового судна и трубоукладчика. Принадлежит «Самарскому теплоэнергетическому имущественному фонду».
Готова на Дальний Восток и в ближайшее время?
Архангелогородка Ирина Кокорина в 2022 году выпустилась из САФУ и получила диплом бакалавра по направлению «регионоведение России (Арктический регион)». Почти сразу после выпускного, уже в июле, она стала работать секретарем-делопроизводителем с функционалом переводчика не просто в офисе... а на трубоукладочном судне в Охотском море!
Там судно работало на проекте «Обустройство подводных месторождений» (месторождения обустраивают для морской добычи газа и дальнейшей транспортировки на береговой комплекс).
Направление обучения девушка выбрала потому, что был интерес к изучению Арктики и иностранных языков, — студентам этого направления преподавали шведский.
— Я думала, что, обучаясь на данной специальности, у меня будет возможность принять участие в международной академической мобильности. И, к счастью, мне удалось поучиться один семестр в Норвегии, — рассказывает Ирина.
О вакансии секретаря-делопроизводителя на трубоукладочном судне Ирина узнала от преподавателя САФУ. Решила, что это может стать интересным опытом и отличным стартом карьеры:
— Изучила вакансию, связалась с контактным лицом и направила свое резюме. Прошла собеседование в онлайн-формате. Главным вопросом было: готова ли я ехать на Дальний Восток в ближайшее время.
«Всё произошло очень быстро, через несколько дней после собеседования я уже сидела в самолете Москва — Владивосток»
Ирине было необходимо подготовить стандартный набор документов, который подается при устройстве на работу. Помимо этого девушка прошла медицинскую комиссию и несколько дней лекций и практик по НБЖС (начальной подготовке по безопасности на судне). После обучения Ирина получила соответствующий сертификат, необходимый для допуска на судно.
— Родители меня поддержали и сказали, что это хороший опыт. Не было такого, чтобы кто-то сказал: «Ты что, с ума сошла?» Все друзья меня тоже поддержали, — говорит Ирина.
Про рабочие будни и свободное время
На корабле Ирина работала в офисе. Рабочий день был, как у всего экипажа, — 12 часов. Обычно с 09:00 до 21:00, иногда приходилось работать больше, но иногда и меньше. Во время рабочего дня предусмотрены отдых на прием пищи, а также можно было в течение дня немного отдохнуть и попить чай. А вот выходных дней в навигации нет — работа производства практически никогда не останавливается, все работают сменами 12/12.
Если у работников всё же находилось свободное время, занять себя было много чем.
— В нашем распоряжении были кинотеатр, спортзал, сауна, комната отдыха с теннисом и приставками. Кроме того, всегда можно почитать книгу и в каждой каюте есть телевизор. А также не очень хороший, но Wi-Fi. Можно всегда позвонить родственникам или друзьям, — говорит Ирина.
Быт на судне, по словам девушки, сильно отличается от быта на суше:
— В целом большую часть времени я была занята работой. Работа, сон, какой-то досуг. И всё.
Одной из сложностей Ирина называет разницу во времени с Архангельском в восемь часов — организму было несложно перестроиться, а вот созваниваться с близкими было неудобно.
— А как выглядела ваша каюта? И что вы брали с собой на вахту из личных вещей? — спросили мы у Ирины.
— Каюта небольшая. Я жила в двухместной. Кровати были двухъярусные. Также в каюте есть душ и туалет. Из личных вещей брала свою обычную одежду и всё необходимое. Ничего особенного брать не надо. Так как я работала в офисе, мне не нужна была специальная одежда и теплая одежда для работы на улице.
Свою заработную плату Ирина называть не хочет, однако отмечает, что для вчерашнего выпускника она даже «очень приятная». Притом что трат на корабле очень мало — в целом можно вообще не тратить деньги. Иногда у сотрудников была возможность заказать что-то с берега. Свои расходы Ирина называет небольшими: несколько тысяч в месяц на косметику, на необходимые лекарства и предметы гигиены, а также на вкусняшки, которых нет на судне.
Питание на судне для сотрудников организовано в формате шведского стола.
— Было всё необходимое, включая различные фрукты и сладости, часто готовили торты и десерты. Приемы пищи по времени несколько раз в день, учитывая режим работы ночной и дневной смены.
Что касается медицины, то больничный у экипажа судна не предусмотрен. Как рассказывает Ирина, на корабле всегда находятся квалифицированные врачи и все необходимые лекарства. Поэтому медицинская помощь оказывается прямо на судне за исключением случаев, когда необходимо серьезное лечение, — тогда сотрудника могут даже эвакуировать на землю.
Женщина на борту — редкость?
— В соотношении с количеством мужчин женщин очень мало, — говорит нам Ирина. — Почти на 300 членов экипажа женщин было около десяти. Это были повара, прачки и сотрудники кейтеринга (комплексная организация ресторанного питания на выезде. — Прим. ред.). А также бухгалтеры и инженеры.
Ирина работала в офисе — всего там было около 40 человек.
Также девушка помогала отделу кадров — таким образом, она успела поработать со всеми сотрудниками организации (около 150 человек). Кроме работников офиса Ирина взаимодействовала с работниками различных специальностей (сварщики, монтажники, изолировщики, электрики), которые занимались строительно-монтажными работами. Также на судне есть судовой экипаж (около 50 человек), который обеспечивает работу судна.
— На суше часто романтизируют морские профессии. Каким видится море в самом море? — спрашиваем мы.
— Так как я была в море первый раз, первое время мне было очень интересно, необычно, и все-таки я девочка, поэтому тоже романтизировала эту работу. Море действительно красивое и почти всегда разное. Однако для тех, кто часто ходит в море, думаю, это вообще не так.
«Уже после половины навигации на море мне самой смотреть не хотелось»
Работники судна в какой-то степени изолированы от общества, и мы спросили у Ирины, есть ли риск уйти в депрессию или почувствовать одиночество.
— Как такового одиночества ты не чувствуешь, потому что постоянно находишься в окружении людей. Была обратная проблема — побыть в одиночестве. К тому же в каюте ты живешь не один. Я не ощущала сильно проблемы замкнутого пространства, потому что судно очень большое, на котором персонала около 300 человек. Поэтому ты не так сильно устаешь от одних и тех же людей. Спасало, что есть много развлечений.
«Конечно, после нескольких месяцев уже понемногу начинаешь сходить с ума. Но в целом всё терпимо»
Ирина работала в море на период навигации — примерно 3,5 месяца, с июля по октябрь 2022 года.
— Какие ощущения, когда наконец выходишь на берег? — спрашиваем мы про возвращение домой.
— После 3,5 месяца в море испытываешь сильную радость, возвращаясь в цивилизацию. Стабильный интернет, возможность сходить на все beauty-процедуры очень радовала. Ну и ты наконец-то находишься не в замкнутом пространстве.
После окончания навигации девушке предложили работу в офисе Санкт-Петербурга. На тот момент релоцироваться Ирине было неудобно, поэтому она отказалась. Сейчас она находится в поиске новой работы.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в канале в Telegram.