Страна и мир интервью Ловили рыбу, спали на берегу: путешественники добрались из Вологды в Архангельск на самодельном судне

Ловили рыбу, спали на берегу: путешественники добрались из Вологды в Архангельск на самодельном судне

Участники клуба реконструкторов устроили себе настоящее приключение в стиле XVII века

Судно «Белуха» и один из участников его команды — Максим Леднёв

В течение нескольких дней жители Архангельска могли встретить на улицах города нескольких человек, которые будто прибыли из прошлого — они были одеты в длинные рубахи, кафтаны, кожаные сапоги и шапки XVII века. А у лодочной станции на Северной Двине было пришвартовано деревянное судно «Белуха», на котором они прибыли в город из Вологды. На аутентичное путешествие по рекам они потратили больше месяца — шли и под парусом, и на вёслах.

Мы побывали на «Белухе» и узнали у одного из путешественников, Максима Леднёва, как было организовано это приключение и что путешественники делали в пути, пытаясь уйти как можно дальше от реалий современности.

Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках 29.RU в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в канале в Telegram.

Спининг конца XVII века и огниво вместо зажигалки

Четверо человек, не считая собаки, прибывшие в Поморье, — это участники ярославского Клуба историко-культурных и географических проектов «Лихие люди», который существует с 2016 года. Вначале они занимались реконструкцией XIII–XIV века Руси, а позже занялись другими проектами, в том числе и судостроением. Архангельская область для них, кстати, не чужой край — некоторые участники родились здесь.

— Несколько лет назад мы делали проект «Поморы»: изучали материалы, создавали образ помора постпетровской эпохи, строили судно, — рассказывает председатель клуба Максим Леднёв, который сам вырос в Архангельской области. — Тогда у нас тоже было запланировано путешествие, но оно состоялось не так, как мы хотели. По большому счету нынешний поход — это такое закрытие гештальта. Правда, мы должны были идти еще дальше: в планах были Белое море, Соловки, Беломорск, возвращение через Онежское озеро. Но пока шли, мы получили очередной грант, для этого мне нужно лично подписать документы. Мы подумали и решили, что лучше отказаться от второй части путешествия — мы ее перенесем.

Максим Леднёв на «Белухе»

Вначале команда прошла на «Белухе» по Сухоне, Вычегде, а затем — по Северной Двине до Архангельска. Условия были максимально приближены к исторической правде — никакого мотора на судне не предполагалось, ночевали на берегу в шатре или в лодке, по пути собирали грибы и готовили на жаровне. Огонь «Лихие люди» разжигали не с помощью зажигалки, а огнивом и кремнем, как в старину. И даже рыбу ловили как предки.

— У нас сделано такое приспособление — катушка, что-то вроде спининга конца XVII века. Даже блесны старые специально были сделаны. Ловили щуку, очень даже хорошо получалось. Пока шли, на Сухоне встретили браконьеров, которые угостили нас осетром. А уже на Северной Двине мы встретили рыбнадзор, который угостил нас осетром, отобранным у таких браконьеров, — вспоминает Максим Леднёв.

В пути по реке

Еще одним принципиальным правилом для путешественников было не заходить лишний раз в населенные пункты, которые встречались по пути. Изредка они посещали их, только для того, чтобы купить некоторые продукты, но старались делать это как можно реже.

— Чем безлюднее место — тем лучше, — поясняет Максим. — В Архангельской области замечательно вставать на песчаных косах — они тут просто бесконечные, со скрипящими песками. Была мысль встать в пещере. Мы даже нашли одну недалеко от Емецка, но решили, что все-таки не стоит. А так, ночевать можно было на судне, что мы и делали. У нас есть всё, чтобы готовить прямо на нем и спать. Всё было продумано — быт у нас обустроен по максимуму.

«Вышел тянитолкай, но абсолютно северный»

Судно «Белуха», по словам его создателей, нельзя отнести к какому-то одному известному типу. Дело в том, что делали его с оглядкой на несколько существующих традиционных северных судов. Вообще изначально таких планировали построить три, но из-за обстоятельств было решено сократить проект до одного экземпляра.

— Все спрашивают, что за тип у судна, а мы не знаем, потому что изобретали велосипед, — улыбается Максим Леднёв. — Если углубляться, то мы делали низ по норвежским образцам, а верх — под карбас, для того чтобы он лучше сидел на волне. У «Белухи» такой немного бочкообразный бок, чтобы лучше чувствовать себя в море. В итоге получилось судно, как я потом обнаружил, очень похожее на финские, которые сейчас ходят на Балтике. Вышел такой тянитолкай, но абсолютно северный.

Почти всё, что есть на судне, — сделано руками «Лихих людей»

На судне сделано всё для удобства во время путешествия, но при этом все вещи исторически оправданы. На носу и корме есть отсеки для хранения вещей, шатра, шкур и плотницких инструментов. Ближе к середине стоит сундук, в котором заперты немногие современные вещи — спасжилеты, рации и техника для видеосъемки.

Также внутри стоит бочка для воды или продуктов, жаровня, самовар, плетеные корзинки. В фонарях — не светодиоды, а свечи. По словам Максим, если и сегодня приехать в Пинежье, можно увидеть, как местные жители пользуются такими же. На мачте установлен самодельный флюгер, а также подвешен один из первых флагов, придуманных Петром I.

— Парус сделан из ткани, сотканной на заводе, который основан в Ярославле по указу Петра I, это бывшая голландская мануфактура, — объясняет Максим Леднёв. — В то время завод делал ткань сугубо для петровского флота. А мы мало того, что базируемся на нем, так еще и ткань его используем на парусах.

Парус сделали с оглядкой на место изготовления ткани — на заводе, который основан по указу императора

«70% пути — на веслах»

По словам председателя клуба «Лихие люди», у «Белухи» есть одна проблема: как и прочие исторические суда, ее абсолютно нельзя зарегистрировать как транспорт.

— Ни одно из таких судов, которое я знаю, не было зарегистрировано официально, — объясняет Максим. — Например, в Петербурге стоит большое судно «Полтава» — большой проект, но до сих он стоит на причале как музей. К огромному сожалению, у нас ничего для этого не предусмотрено. Это душит все навыки и все начинания на корню. За рубежом, в Финляндии той же, не нужно получать регистрацию и права. У тебя есть возможность построить лодку — берешь и делаешь, никому нет до этого дела. Права и регистрация нужны там только если ты используешь лодку для коммерческих целей.

Металлические детали «Лихие люди» ковали сами

«Белуха» рассчитана на четырех человек, хотя ее вместимость и грузоподъемность, конечно, больше. Но комфортно внутри находятся именно четыре человека — столько и было в путешествии от Вологды до Архангельска.

— Среди нас была девушка — в сложные моменты мы сажали ее за руль, а сами были на веслах. Максимально на них мы прошли около 60 километров подряд. Дело в том, что в этом году нам безумно не повезло с погодой. Все наши походы делятся, грубо говоря, на парусные и весельные. Предыдущий был на 90% парусный, на 10% — весельный. А в этот раз получилось 70% — на веслах и 30% под парусом. А когда мы подходили к Архангельску, нас встретило дождем, шквальным ливнем. Мы планировали быть здесь гораздо раньше, но из-за погоды сильно замедлились.

Тулли отдыхает во время одной из стоянок

Еще один участник приключения — собака Тулли. Максим говорит, что она отлично перенесла путешествие и была счастлива больше всех. У нее был свой график — на судне она спала, а когда команда сходила на берег, была предоставлена сама себе.

— На берегу у нее была вольница, раздолье, она одичала за месяц сильно, — говорит он. — Питалась всем подряд — лягушками, ящерицами, пыталась охотиться на уток. Ей очень нравилось. Тулли — карело-финское имя. Она хаски, но окрас у нее Агути — по происхождению она ближе к Швеции и Дании. По повадкам Тулли немного волк, даже ведет себя немного похоже — бывает, огрызается, оскалиться может, если что-то не нравится.

«Все великие открытия — это авантюры»

Максим признается, что приключение они затеяли в первую очередь для самих себя. Одна из целей для них была — осуществить поход на длительное время, потому что все предыдущие были гораздо короче. Еще одна — проверить все приспособления, сделанные с оглядкой на историю.

— Мне говорят: «А как вы без подготовки так ходите на судне?» Но ведь раньше люди точно так же без подготовки выходили в походы, для того чтобы покорить Сибирь. Никто не получал сертификат — взял и пошел. Да, это авантюра, но все великие открытия от Нансена до Шеплтона — это все большие авантюры. А мы в путешествии открываем в первую очередь себя. Когда нас спрашивают, какая у нас цель, мы отвечаем: самая первая — получить удовольствие. Вот так странно, может быть, немного мазохистски, мы получаем удовольствие, — смеется он.

Во время отдыха на берегу

Максим говорит, что в пути им не хватало зон отчуждения без признаков цивилизации. Он сравнивает нынешнее приключение с их первым походом по реке Онеге: тогда они пересекли 200 километров абсолютного безлюдья по тайге и практически без связи. А в новом маршруте признаки жизни людей попадались примерно каждые 70 километров.

Зато, по словам путешественника, за последний месяц все они пришли в хорошую физическую форму:

— Я очень похудел, — признается он. — Мне кажется, я сбросил килограммов восемь. Вообще в походе теряешь очень много лишнего веса. Я по своему организму знаю, что от физической нагрузки и стресса теряю всё ненужное в ближайшие две недели, тело приходит в норму. Вообще я всем советую — получите стопроцентную форму. Кроме того, у нас нет курящих и злоупотребляющих алкоголем. На судне — сухой закон.

Пещеру обследовали, но решили в ней не ночевать

«Люди здесь отзывчивей, больше радовались»

По словам реконструктора, местами нижняя Северная Двина похожа на южные реки, если добавить камыш и ковыль. В Поморье путешественники встретили много брошенных деревень — в некоторые они даже заходили, чтобы посмотреть старые дома и полуразрушенные церкви.

— Мне очень нравится северная глубинка, она создает определенный колорит. Безумно жалко, что в нынешнее время по берегам рек очень много заброшенной жизни. Точно так же мы смотрели, попадутся ли нам по пути деревянные суда. К нашему сожалению, за весь поход мы увидели только одну плоскодонку, всё остальное — железная штамповка, что удручает.

Ночевали путешественники в том числе в шатре, который взяли с собой

Максим сравнивает Центральную Россию и Поморье и вспоминает их историю — в первой, по его словам, было больше городской среды и купечества, а на севере вольготнее жилось крестьянству. Возможно, это повлияло и на то, как ведут себя здешние жители.

— Люди здесь отзывчивее намного, — рассуждает он. — Когда мы шли по Северной Двине, практически каждый останавливался, интересовался нами, желал доброго пути. Встречали ГИМС и речников, все приветствовали и проезжали мимо. Было взаимодействие — это всегда очень приятно. Люди больше радовались. Даже сейчас мы читаем в соцсетях: нам пишут, что нас видели или сфотографировали где-то на реке. Значит мы кому-то сделали хорошей часть дня, это приятно.

А вот взрослых диких зверей, которые могут быть опасны, «Лихие люди» по пути почти не встречали. Хотя говорят, что готовились к этому — мало ли что может случиться на природе.

— По пути мы видели только одного лисенка, — говорит Максим. — Мы наблюдали: стоят рыбаки на берегу, а лисенок, любопытствуя, пробирается вдоль берега, чуя этих рыбаков. Кроме него других диких животных мы не видели. Но мы готовились к встрече с ними, конечно. У нас проходят различные семинары, тренинги — и по первой медицинской помощи и по ситуациям, которые могут произойти в пути.

Свежепойманная рыба

«Нигде не припрятаны кроссовки»

Дружелюбность жителей Поморья путешественники оценили не только на реке, но и в Архангельске. Максим говорит, что на их исторические наряды местные реагировали по-доброму, некоторые даже просили сфотографироваться. А еще он отводит подозрения — никакой сменной одежды у них с собой нет.

— Вы думаете, мы так ходим, потому что нам сильно нравится? Нет, у нас просто с собой ничего нет другого. Всё по-честному: нигде не припрятаны ни кроссовки, ни кепки. Как вышли из Вологды, так и существуем. Всё, что вы видите на нас, изготовлено нами: мы занимаемся шитьем, литьем. Куём, прядем, ткем, вяжем — много что делаем. И, на самом деле, нам очень комфортно.

Часть команды во время прибытия в Архангельск

Для того чтобы сделать одежду, «Лихие люди» находят всевозможную информацию для выкроек. Причем пользуются не только информацией, найденной в России, но и за рубежом.

— У нас доступ к информации в музеях, к сожалению, весьма ограничен, он существует для узкого круга людей. Даже когда мы делали проект «Поморы», мы очень тесно общались с Вардё, Тромсё, норвежскими сайтами. А степень реконструкции в наших проектах очень разная. Полная реконструкция — это когда вы вскопали землю, посадили лен, дождались, когда он высохнет, потом сплели нитки, сделали ткань, покрасили ее, сшили одежду. Конечно, мы так не делаем. Мы покупаем готовые материалы и уже их превращаем в те изделия, которые нам нужны. Носки, гребни, пуговки, крестики, сережки — вс1ё это мы делаем сами.

Короб за спиной — тоже ручная работа

Всё перечисленное максимально соответствует постпетровской эпохе, в стиле которой и задумывалось путешествие до Архангельска.

— Поморы могли ходить и так, — подтверждает Максим. — Причем до севера мода доходила очень долго, и здесь могли вещи сохраняться на протяжении чуть ли не 300 лет. Например, в начале XX века поморы могли одеваться и в ту одежду, которая бытовала два столетия назад, и в абсолютно современную на тот момент. Причем одновременно. И еще неизвестно, кто у кого перенимал моду: русские у шведов и норвежцев или они у русских. Потому что в их культуре бытует много вещей, которые были привычны для нашего образа жизни, а в нашей культуре привнесено много того, что в Норвегии существует. Вот и непонятно, кто у кого перенял.

«Деление на этносы не важно — нужно обмениваться опытом»

В клубе «Лихие люди» состоит всего шесть человек. Максим рассказывает, что работы над проектами бывает много, поэтому уживаются не все — кто-то приходит, кто-то уходит.

— Мы вышли из ролевого движения, пошли в реконструкцию и дальше, — поясняет он. — На жизнь мы примерно этим и зарабатываем. Я вообще по профессии актер, у меня неоконченная «Режиссура». Я занимаюсь организацией мероприятий, проводим экскурсии, лекции и так далее. Плюс очень много чего делаем руками, потому что в процессе наработалось много ремесленных навыков — ими мы тоже зарабатываем.

На причале в Архангельске

Сам Максим Леднёв родом из Поморья — он приехал в Ярославль из Каргополя. Кстати, именно в этом городе они когда-то сделали свое первое судно и отправились на нем в путь: на нем они спускались по Онеге в Белое море.

— В Ярославской области мы все понаехавшие — у нас есть ребята с Мурманской области, с Пинеги, с Каргополя. Коренных — раз, два и обчелся. Мы связаны с Севером, и нас периодически тянет домой. Но мы в том числе изучаем и ярославскую историю.

Новый проект, на который клуб получил грант от Фонда культурных инициатив, будет называться «Волгари» — для этого они изучают волжскую культуру и местный быт. В прошлом местным жителям рассказывали про жизнь поморов, а теперь настало время обратиться к местной тематике.

— Мне кажется, деление на какие-то этносы неважно, — рассуждает Максим. — Я человек мира, космополит и думаю, что везде есть что-то интересное, хорошее. У нас уже был небольшой проект «Волжская верфь». Мы рассказывали там и про судостроение, как на севере строили суда, и в Норвегии, и в России — всё это воспринималось на ура и детьми, и взрослыми. Нужно комфортно обмениваться и делиться опытом друг с другом.

Назад в Ярославль «Белуху» повезли по автодорогам

Ранее мы рассказывали и о другом путешествии по Северу: наша коллега Алина Ромашова провела 22 дня в Арктике. Она писала про быт на борту экспедиционного судна, а также о высадках на Новую Землю и Вайгач. После возвращения она рассказала, что в ней изменила поездка и какими ей открылись арктические просторы.

Кстати, сейчас в Архангельске находится московский режиссер Ольга Лаптева, которая снимает документальный фильм «Феномен поморской песни» о населенных пунктах области, где процветает фольклор. Режиссер рассказала о съемках в отдельной колонке.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления