Воздушная тревога застала нас во время ужина. Сначала за окном севастопольского отеля «Атлантика» протяжно завыли сирены. Почти сразу женский голос в громкоговорители попросил всех спуститься в укрытие, предупредив, что пользоваться лифтами нельзя. У дверей — сотрудники отеля, направляющие взволнованных постояльцев на узкую лестницу, ведущую в подвал. Миновав прачечную, гладильную и комнату с загадочным названием «Мясной зал», мы оказались в большом помещении с низким потолком, заставленным разнокалиберными стульями. Пахнет сыростью и пылью. В свете двух неярких лампочек лица выглядели еще тревожней, чем были.
— А мы услышим, если начнутся взрывы? — нервничал мужчина средних лет.
Остальные, рассевшись по периметру, погрузились в мобильные телефоны, пытаясь узнать, что в этот момент происходит наверху. Кто-то сожалел, что не взял с собой из ресторана булочку и чай. Кто-то шутил, что в подвале не хватает настольных игр — отличный способ скоротать время…
Через пятнадцать не самых приятных в жизни минут женский голос объявил об отбое воздушной тревоги. В этот раз она обошлась без последствий — ракеты по Севастополю выпущены не были. О том, как все это переживают жители города-героя изо дня в день — в материале наших коллег MSK1.RU.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в нашем канале в Telegram.
«Сирена — удар по нервам»
— Нельзя сказать, что привыкли — каждый раз это всё равно удар по нервам, но той паники, что была вначале при звуках сирены, уже нет, — говорит жительница Севастополя Лариса Федулова. — Вот на прошлой неделе мне с дочкой пришлось сидеть в убежище больше двух часов — у них как раз закончились занятия в балетной студии, а тут тревога, поэтому пошли в укрытие. Дети были вместе с родителями, поэтому не боялись, даже какие-то движения в подвале повторяли. Тогда сидели очень долго — части сбитых ракет упали возле Сахарной Головки (поселок близ Севастополя. — Прим. ред.), к счастью, обошлось без жертв, но обломки обезвреживали, потом пожар тушили в поле. В общем, поволновались.
«Сами же на тревогу плюют»
К счастью, пока большинство воздушных тревог, объявленных в Севастополе, заканчиваются без последствий для жителей. Реальные ракетные обстрелы города можно пересчитать по пальцам. А тех, что закончились попаданиями и пострадавшими, — всего несколько: атака на здание штаба Черноморского флота, атака на доки Севастопольского морского завода имени Серго Орджоникидзе. Из последних — атака на город 30 октября, когда осколки сбитых ракет упали в районе Мекензиевых гор, на Северной стороне на территории школы, на несколько частных домов и в районе пляжей. Тогда 57-летний житель Севастополя получил осколочное ранение. А вот 7 ноября воздушную тревогу не объявляли — на Севастополь летели не ракеты, а беспилотники. Но обломки одного из сбитых БПЛА серьезно ранили жителя севастопольского поселка Орловка — сейчас он в реанимации.
— Сигнал тревоги включают во время ракетной атаки, может, пора и для беспилотников включать? — дискуссию севастопольцы развернули в телеграм-канале губернатора Михаила Развожаева, где сообщают о начале и отбое воздушной тревоги, а также о последствиях ударов.
— Если еще из-за беспилотников в убежище будем бежать, то работать будем когда? — не согласен таксист Анатолий Шпаковский. — И так приходится соблюдать новые правила: если в центре города, то срочно уезжать, потому что это — красная зона, то есть повышенная опасность. Если не в центре, то движение останавливают — выгружай пассажира у ближайшего убежища. Но я всё понимаю — ракеты, чтоб им провалиться…
В центре города на улице Ленина сигнал воздушной тревоги, кажется, слышат не все. Вот мамочка с ребенком спешит к музею «Подземный Севастополь» — здесь готовы укрыть до тысячи жителей города. Во время первой воздушной тревоги случился скандал — сотрудники музея отказались впускать севастопольцев с улицы без билетов. Правила быстро изменили, и теперь это самое вместительное убежище в центре. Но сидящим за столиком на осеннем солнышке убежище не нужно — прерывать чаепитие даже из-за угрозы ракетной атаки они не намерены.
— Севастопольцы, на мой взгляд, расслабились — перестали бояться сирен, плюют на тревогу, и это может плохо закончиться, — считает молодая мама Евгения Шестакова. — Иду тут на днях с коляской, тревога загудела, бегу к дому — у нас в подвале убежище, на улице с лотка торгуют овощами. Очередь как стояла, так и стоит, продавщица как взвешивала виноград, так и взвешивает. Мимо дедушка проходил, так он им говорит: «Люди, вы что, глупые?! Это же не шутки, вспомните, как здание штаба горело». Они ноль внимания. Сначала все возмущались, что о жителях никто не заботится и не объявляет воздушную тревогу. А теперь же сами на эту тревогу плюют…
— Не замечать угрозу, делать вид, что ее не существует, — это определенная защитная реакция, — считает психолог Инга Володина. — Реакция неконструктивная, но человеку проще игнорировать опасность, чем принять реальность, в которой ему страшно жить.
Кто спасается песней, кто вязанием
Но всё же большинство севастопольцев стараются соблюдать правила безопасности и не игнорировать воздушную тревогу. А защищаются от стресса они по-разному. В первые дни тревог начался неожиданный флешмоб — сидя в укрытиях и убежищах, жители хором пели гимн города «Легендарный Севастополь». Сейчас способы справиться со страхом более индивидуальны.
— Моя мама теперь постоянно носит в сумке вязание, — рассказывает Евгения Шестакова. — Если тревога и нужно спускаться в укрытие, у нее с собой успокаивающее и отвлекающее занятие — вязать одежду для внучки.
Молодые севастопольцы заранее закачивают в телефон любимую музыку и фильмы — не во всех убежищах работает интернет.
— Конечно, лучше просыпаться под музыку Вивальди, а не под вой сирен, уверена, так и будет, но пока вынуждены иметь под рукой карту с убежищами, если вдруг тревога застанет не дома, — говорит Ирина Аникина. — У меня с собой телефон с заряженным дополнительным блоком питания, в телефоне — аудиокниги. Слушаю — погружаюсь в другую реальность, где нет ракетных атак.
Кстати, картой бомбоубежищ и укрытий озаботились и в других городах Крыма. На прошлой неделе каждый симферополец получил возможность узнать, где он может найти убежище во время воздушной атаки. И хоть с начала СВО город ни разу не подвергался угрозе с воздуха, лучше заранее знать о безопасных укрытиях.
Напомним, 24 февраля 2022 года по приказу Владимира Путина началась специальная военная операция на территории Украины, спустя почти семь месяцев, 21 сентября, президент подписал указ о начале частичной мобилизации, а 19 октября — о введении военного положения в ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областях. Мы ежедневно сообщаем подробности о проходящей спецоперации и новостях вокруг нее.
Что мы еще писали про СВО
Во время спецоперации погиб житель Вельского района Александр Дудоров. Он умер во время минометного обстрела.
Командующий Северным флотом Александр Моисеев обсудил выплаты для военных с губернатором Архангельской области во время своего визита в Поморье.
Убийца из Новодвинска вышел на свободу после участия в СВО: что говорит об этом мать погибшей.
бывшего министра АПК Архангельской области Владимира Личного оштрафовали за дискредитацию ВС РФ.