Разбить стекло — к несчастью, выкинуть хлеб — к голоду. Приметы, в которые верила бабушка, к ужасу маленькой Серафимы, оказались точными: на ее детство выпала блокада Ленинграда. Историю эту расскажет трогательный мультфильм «Блокадные сказки Серафимы», а автор его — наша землячка Мила Ханзина, которая сейчас живет и творит в Санкт-Петербурге. События в мультфильме показаны через призму восприятия ребенка, который задается взрослыми вопросами: как победить врага, могло ли всего этого не быть и как это преодолеть? Мы поговорили с режиссером о ее пути в кино, дебюте в мультипликации, поддержке нужных сегодня фильмов. Узнали, что ей хочется рассказывать огромной аудитории, и есть ли в планах картина о Поморье.
«Взяла в руки камеру и просто не смогла остановиться»
В детстве Мила Ханзина хотела стать профессиональным музыкантом, однако судьба развернула ее в другую сторону. Она поступила в педагогический колледж Архангельска, а в 18 лет переехала в Петербург. Как рассказывает сама Мила, это «случилось по любви».
В городе на Неве архангелогородка окончила пединститут имени Герцена, а позже — аудиовизуальный факультет в Хельсинки. Развиваться в сфере кинематографа Мила Ханзина начала с документальных фильмов.
— Я взяла как-то в руки камеру и просто не смогла остановиться. Сняла фильмы про российскую эмиграцию. Один из них — «Чужая роль», можно сказать, опередил события. В кадре — 2016 год, Хельсинки. Картина рассказывает про северодвинца, актера Владимира Иванова, который умчался за своей женой в столицу Финляндии и понял, что разница в менталитете ощутима и важна, прочувствовал это всё на свой шкуре он еще тогда, — говорит режиссер.
В Хельсинки Мила окончила аудиовизуальный факультет, а после вернулась в Россию. Поступила в магистратуру ВГИКа на «драматургию» и начала активно писать сценарии для полных метров. Ее первый игровой постановочный фильм — «Душа. Выбор. Смерть» — короткая драма о прощении себя, на которую Милу вдохновил сон.
«Кто-то же должен всё это делать»
Сегодня режиссера интересуют в первую очередь детские, подростковые и исторические фильмы.
— Для меня важно в своих работах донести традиционные ценности: семья, любовь, забота, уважение, возвращение к своим корням. Не зная своих корней, ты не знаешь ничего и не можешь дальше существовать, как дерево, — убеждена Мила Ханзина.
Интерес к жанру исторического фильма у северянки начался, когда она узнала историю про первую в мире женщину — тяжелого водолаза Нину Соколову. Она по дну Ладожского озера провела три артерии жизни, которые способствовали спасению блокадного Ленинграда: электрический, телефонный кабели и трубопровод для топлива. Про нее Мила с коллегой написала сценарий, но финансирование на съемки получить пока не удалось.
— Бывает, подаешь проект, чтобы получить финансовую поддержку, а там режиссерская ставка. Если затраченное время по проекту поделить на год — то получается от 10 до 50 тысяч рублей в месяц.
Официанты, конечно, зарабатывают больше, но что делать? Нужно работать
Это исторически важные моменты, страна должна знать своих героев. Что касается Нины Соколовой, ей не дали «героя» до сих пор, даже посмертно. Хочется выпустить этот фильм, и даже неважно, кто его будет режиссировать: мы или же отдадим сценарий опытному режиссеру. Главное, чтобы из этого не сделали мейнстрим, а сняли хорошую историческую драму на тему женщины на войне, — рассуждает Мила.
«Дети думали, что война — из-за них»
От большой формы Мила пришла к малой — мультипликационному короткометражному кино. Второй год она работает над проектом «Сказки Серафимы» — о девочке в блокадном Ленинграде.
— Всё началось с проекта про Нину Соколову: я изучала хроники, блокадные дневники и узнала интересную историю. Бабушка сказала девочке, что выбрасывать хлеб — к голоду, бить зеркала — к чему-то плохому. Девочка выбросила хлеб, ее брат разбил окно. И началась война. Всю войну дети думали, что всё это из-за них, — пересказывает режиссер.
Милу тронула эта история. Она написала короткий метр, где пересекаются детский мир и взрослая реальность. По сюжету, героиня мультфильма, чтобы спасти и успокоить своего брата, начинает придумывать сказки про львов и титанов в суровых условиях войны.
— Это история про веру в чудо, поддержку, высшие силы, которые помогают людям, мужество детей и жителей блокадного Ленинграда, — поясняет автор проекта.
Режиссер подавалась на несколько грантов, но ничего не получалось. Мила надеялась, что всё получится к 80-летию снятия блокады Ленинграда, — так и вышло, проект «выстрелил» в 2024 году:
— Проект выиграл на питчинге дебютантов Института развития интернета. Благодаря этому мы наконец запустили работу.
Над мультиком про Серафиму сейчас работают 12 человек, среди которых художники по фонам, аниматоры, художник-постановщик, композитор и продюсеры. Премьера запланирована на осень 2024 года.
«Чудес на Севере — очень много»
Несколько лет Мила разрабатывает проект новогодней сказки и еще двух фильмов, которые хочет снять в Поморье.
— Я очень люблю фольклор. А у нас же там и Пинега, и Мезенская роспись, потрясающая последняя русская сказительница Махонька (речь идет про Марию Дмитриевну Кривополенову — русскую сказительницу, песенницу, сказочницу из деревни Веегоры Пинежского района. — Прим. ред.).
Чудес на Севере очень много. Мне бы хотелось, конечно, собрать это всё и вещать через кино.
Мне нравится Архангельск. Он очень сильно изменился, стал таким же, каким был в 80-е, каким должен быть: чистым, морским. Когда я уезжала, город был не в очень хорошем положении. А сейчас всё возрождается.
Я была в Архангельске в прошлом году, гуляла, наслаждалась. Ходила по набережной, своим районам детства.
Нашу собеседницу вовсе не удивляет, что Поморье в последние годы притягивает немало съемочных групп. Их внимание Мила объясняет местным колоритом и аскетизмом русского Севера.
— Нравы людей, традиции Севера — всё сохранилось. Это как раз возвращение к корням, поэтому это и вызывает интерес. Тем более природа Севера, мхи, лишайники, солнце — это же всё особенно ценно для кинематографистов, — рассуждает Мила Ханзина.
Также наша собеседница считает, что есть много исторических личностей, которым давно пора появиться в кинолентах: Шергин, Абрамов, Писахов и другие местные писатели и художники.
— Мне кажется, сейчас перспектива в кино не за большими городами, а именно за регионами. Во-первых, там люди готовы работать, они ответственные, во-вторых, движения больше, — уверена Мила.
Редакция желает Миле успехов в ее деле — мы еще расскажем о премьере мультфильма «Блокадные сказки Серафимы».
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в нашем канале в Telegram.