Страна и мир эксклюзив «Каждому для счастья нужен карбас». Журналисты 29.RU провели день на поморском судне — как это было

«Каждому для счастья нужен карбас». Журналисты 29.RU провели день на поморском судне — как это было

Мы прошли 50 километров по Двине — рассказываем про это уникальное путешествие

Карбас — традиционное судно поморов

Одни мечтают об отдыхе в Турции, другие — о новой квартире, а наш журналист Ярослав Вареник — выйти в плавание на карбасе. Кто не знает, это традиционное поморское парусно-гребное судно. Путешествие такое свершилось, и оказалось весьма суровым — отличная проверка на статус настоящего помора. Впрочем, обо всем по порядку, далее — от лица нашего коллеги.

Карбас строили всё лето

Мне с коллегой Антоном Даниловым посчастливилось присоединиться к экипажу карбаса «Ровда». Его построили на президентский грант энтузиасты с Ровдиной горы. Вообще, их цель — восстановить мельницу. На это нужно много денег, которые так сразу не дадут. Сперва надо получить гранты поменьше — это как лестница. Поэтому ребята шутили, что хотели назвать карбас «Дайте денег на мельницу».

Ровда — мелкий морской гусь

У слова «ровда» несколько значений. К примеру, смерзшаяся мокрая земля. А еще — мелкий морской гусь. Правда, совсем уж мелким карбас не назовешь: чуть больше 7 метров в длину и 2,4 метров в ширину. Всемером вы вполне с комфортом в нем уместились.

Карбас активно строили всё лето, но до этого искали материалы и строили мастерскую. У опытных судостроителей на карбас уходит пару недель. Мастерская находится на Ровдиной горе в Холмогорском округе. Для строительства специально ездили из Архангельска несколько раз в неделю.

План — с Курострова до Архангельска

А мы наоборот — пошли с Курострова до Архангельска на карбасе. По крайней мере, такой был план. Это где-то 70 километров по реке.

Поначалу удалось немного пройти под парусом

Первое ощущение — красота! Дул ветерок, мы поставили паруса (ладно, не мы, парусами занимался только наш капитан, Николай Выморков). Карбас заскользил по воде, мы сделали парадный круг на камеры и взяли курс на Архангельск. Вскоре ветер стих и мы взялись за весла.

Наш капитан — Николай Выморков

Осенний берег, деревья желтеют в лучах утреннего солнца, в листве прячутся домики, вокруг водная гладь… Забудьте! Вам надо грести! Сначала всё внимание уходило только на то, чтобы не сбиться с ритма. Да и в целом в него попасть.

Поначалу получалось не очень: гребли вразнобой, карбас раскачивало, иногда весло оставалось в воде и ударом сносило с банок. Потом приноровились. Мне лично помогал стук весел о кочеты — надо просто попадать в ритм. В итоге кочеты безбожно стерлись, а с весел краска сходила пеной.

На фото видно кочет и потихоньку слезающую с весла краску

Гребля в дождь и ветер

Через несколько часов гребли мы проголодались. Только хотели причалить — пошел дождь. И, самое главное, налетел ветер! Обед пришлось отложить. Никогда бы не подумал, что буду так радоваться сырости и холоду. Мы поставили парус и смогли немного передохнуть. Карбас шел своим ходом!

Через пару минут мы заскучали по гребле… Секрет прост — кто гребет, тот греется. Поэтому обычно, когда спрашивали, кого подменить, в ответ была тишина.

Хотя весла сделаны из цельного куска дерева, при гребле они здорово гнулись

К сожалению, ветер был не в нашу пользу. Чтобы его поймать, приходилось ходить галсами — эдакими зигзагами от берега к берегу. Мы шли по течению, но оно нам не помогало — осадка у карбаса почти никакая. Зато на мель не сели, хотя пару раз задевали веслами дно.

Ветер нагнал волну, еще и дуть стал не в попутном направлении. Мы снова взялись за весла — пришлось еще побороться за почетное право грести и греться! В тот момент я пожалел, что не надел вторую пару штанов, — очень хотелось впитать одеждой в два раза больше воды. Мы промокли насквозь.

Большую часть шли на веслах. Зато тепло!

Для некоторых проходящих мимо судов наш карбас был чудной диковинкой. К примеру, нам посигналила баржа с лесом, с рубки нам махали руками и снимали на телефон.

До Архангельска так и не дошли

За занятием греблей и перекидыванием шуток незаметно стемнело. Без светового загрязнения прекрасно видно звезды. Отличное место для любования северным сиянием. Или для осознания того, что до Архангельска мы своим ходом не дойдем.

Одни материалы для карбаса стоят порядка 150 тысяч рублей

Вызвали подмогу —  моторную лодку, до которой еще надо было догрести. Встретившись с катером, нам сказали, что буксировка займет 5-6 часов. К тому времени было уже полдевятого.

«Ровду» мы пришвартовали у Лявли, где Ершовка. Это где-то в 8 километрах от Малых Корел. Выйдя из судна, меня продолжило качать, как будто весь мир — один большой карбас…

Небольшая осадка позволила нам не сесть на мель — бывали места, где из воды росли кусты

На следующий день после нашей поездки «Ровду» привезли на прицепе и презентовали в Северном морском музее. По итогам нашей поездки карбас доработают, чтобы в следующем году он стал еще лучше.

По итогу нашей поездки карбас доработают

Мы были в пути 12 часов. За это время прошли около половины пути, 40-50 километров. Забавно, — пешком было бы быстрее. Зато какие эмоции! Теперь я считаю, что каждому для счастья нужен карбас. Всем поморским судостроителям желаю удачи. Надеюсь, это не последняя моя прогулка под парусам да с веслами.

Перед поездкой пришлось вычерпывать дождевую воду

На нашем морском гусе были утки! Так называется эта деталь на фото

Последние приготовления перед отплытием

Гребли все по очереди (но место уступали слегка с неохотой)

Мокрый, но довольный

Хотели бы прокатиться на карбасе?

Да
Нет

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
10
ТОП 5
Мнение
Жизнь без прописки и график уборки туалета. Эксперт — о главных рисках при покупке апартаментов и долей в квартирах
Анонимное мнение
Мнение
«Цены попадали в идеальный шторм». Как ситуация на авторынке России стала зловещей
Анонимное мнение
Мнение
«Не сушите на батареях»: советы мастера — как не убить обувь осенью и зимой
Роман Тамоян
мастер центра по реставрации обуви
Мнение
«Бессмысленное издевательство над собой». Можно ли правильно питаться на 1000 рублей в неделю: эксперимент
Анонимное мнение
Мнение
«С пробками в Архангельске будут что-то делать?»: журналист 29.RU высказался о наболевшем
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления