Одни мечтают об отдыхе в Турции, другие — о новой квартире, а наш журналист Ярослав Вареник — выйти в плавание на карбасе. Кто не знает, это традиционное поморское парусно-гребное судно. Путешествие такое свершилось, и оказалось весьма суровым — отличная проверка на статус настоящего помора. Впрочем, обо всем по порядку, далее — от лица нашего коллеги.
Карбас строили всё лето
Мне с коллегой Антоном Даниловым посчастливилось присоединиться к экипажу карбаса «Ровда». Его построили на президентский грант энтузиасты с Ровдиной горы. Вообще, их цель — восстановить мельницу. На это нужно много денег, которые так сразу не дадут. Сперва надо получить гранты поменьше — это как лестница. Поэтому ребята шутили, что хотели назвать карбас «Дайте денег на мельницу».
У слова «ровда» несколько значений. К примеру, смерзшаяся мокрая земля. А еще — мелкий морской гусь. Правда, совсем уж мелким карбас не назовешь: чуть больше 7 метров в длину и 2,4 метров в ширину. Всемером вы вполне с комфортом в нем уместились.
Карбас активно строили всё лето, но до этого искали материалы и строили мастерскую. У опытных судостроителей на карбас уходит пару недель. Мастерская находится на Ровдиной горе в Холмогорском округе. Для строительства специально ездили из Архангельска несколько раз в неделю.
План — с Курострова до Архангельска
А мы наоборот — пошли с Курострова до Архангельска на карбасе. По крайней мере, такой был план. Это где-то 70 километров по реке.
Первое ощущение — красота! Дул ветерок, мы поставили паруса (ладно, не мы, парусами занимался только наш капитан, Николай Выморков). Карбас заскользил по воде, мы сделали парадный круг на камеры и взяли курс на Архангельск. Вскоре ветер стих и мы взялись за весла.
Осенний берег, деревья желтеют в лучах утреннего солнца, в листве прячутся домики, вокруг водная гладь… Забудьте! Вам надо грести! Сначала всё внимание уходило только на то, чтобы не сбиться с ритма. Да и в целом в него попасть.
Поначалу получалось не очень: гребли вразнобой, карбас раскачивало, иногда весло оставалось в воде и ударом сносило с банок. Потом приноровились. Мне лично помогал стук весел о кочеты — надо просто попадать в ритм. В итоге кочеты безбожно стерлись, а с весел краска сходила пеной.
Гребля в дождь и ветер
Через несколько часов гребли мы проголодались. Только хотели причалить — пошел дождь. И, самое главное, налетел ветер! Обед пришлось отложить. Никогда бы не подумал, что буду так радоваться сырости и холоду. Мы поставили парус и смогли немного передохнуть. Карбас шел своим ходом!
Через пару минут мы заскучали по гребле… Секрет прост — кто гребет, тот греется. Поэтому обычно, когда спрашивали, кого подменить, в ответ была тишина.
К сожалению, ветер был не в нашу пользу. Чтобы его поймать, приходилось ходить галсами — эдакими зигзагами от берега к берегу. Мы шли по течению, но оно нам не помогало — осадка у карбаса почти никакая. Зато на мель не сели, хотя пару раз задевали веслами дно.
Ветер нагнал волну, еще и дуть стал не в попутном направлении. Мы снова взялись за весла — пришлось еще побороться за почетное право грести и греться! В тот момент я пожалел, что не надел вторую пару штанов, — очень хотелось впитать одеждой в два раза больше воды. Мы промокли насквозь.
Для некоторых проходящих мимо судов наш карбас был чудной диковинкой. К примеру, нам посигналила баржа с лесом, с рубки нам махали руками и снимали на телефон.
До Архангельска так и не дошли
За занятием греблей и перекидыванием шуток незаметно стемнело. Без светового загрязнения прекрасно видно звезды. Отличное место для любования северным сиянием. Или для осознания того, что до Архангельска мы своим ходом не дойдем.
Вызвали подмогу — моторную лодку, до которой еще надо было догрести. Встретившись с катером, нам сказали, что буксировка займет 5-6 часов. К тому времени было уже полдевятого.
«Ровду» мы пришвартовали у Лявли, где Ершовка. Это где-то в 8 километрах от Малых Корел. Выйдя из судна, меня продолжило качать, как будто весь мир — один большой карбас…
На следующий день после нашей поездки «Ровду» привезли на прицепе и презентовали в Северном морском музее. По итогам нашей поездки карбас доработают, чтобы в следующем году он стал еще лучше.
Мы были в пути 12 часов. За это время прошли около половины пути, 40-50 километров. Забавно, — пешком было бы быстрее. Зато какие эмоции! Теперь я считаю, что каждому для счастья нужен карбас. Всем поморским судостроителям желаю удачи. Надеюсь, это не последняя моя прогулка под парусам да с веслами.
Хотели бы прокатиться на карбасе?