
Закон не предусматривал подобные ситуации
Адвокат из Архангельской области выиграл уникальное дело в Конституционном суде. Он помог доказать, что дети, которых зачали после смерти родителя, имеют право на выплаты по потере кормильца. Теперь в России должны пересмотреть закон «О страховых пенсиях».
В ноябре 2016 года петербурженка Мария Щаникова использовала репродуктивные клетки умершего супруга для проведения процедуры ЭКО.
Экстракорпоральное оплодотворение — вспомогательная репродуктивная технология, чаще всего используемая в случае бесплодия.
— Биоматериал был получен еще при жизни мужчины и подвергся криоконсервации. В результате по прошествии более 300 дней с момента смерти мужа у женщины родились близнецы. Суд подтвердил факт отцовства скончавшегося А. Щаникова, и тогда заявительница обратилась в пенсионный орган за назначением страховой пенсии ее детям по случаю потери кормильца, но ей отказали, — сообщают в Конституционном суде.

Закон не предусматривал подобные ситуации
Отказ в выплатах признали законным в судах общей юрисдикции, ссылаясь на части 1 и 3 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях»:
— Там указали, что дети истицы не находились и не могли находиться на иждивении А. Щаникова, поскольку процедура оплодотворения имела место после его смерти. Таким образом, доходы последнего не могли приниматься во внимание истицей при решении вопроса о зачатии детей и определения возможности их содержания после рождения, — пишут на сайте Конституционного суда.
Мария и ее адвокат Владимир Цвиль стали оспаривать эти части закона в Конституционном суде:
— По мнению заявительницы, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 7, 19 (части 1 и 2), 38 (части 1 и 2) и 39 (часть 1) Конституции РФ, поскольку лишают детей, зачатых с помощью медицинских технологий после смерти родителя, права на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца, — сообщают в суде.
Владимир Цивиль — адвокат из Котласа. Это его 10-е дело в Конституционном суде.
Владимир рассказал корреспонденту 29.RU, что потратил на подготовку к этому делу и изучение проблемы несколько месяцев:
— Это первое такое дело в Конституционном суде, поэтому оно уникально. Его нестандартность в том, что законодательство не содержало ответа на поставленную проблему. Медицина в этом вопросе ушла вперед от права. Поэтому право не дает здесь готовых ответов, и правовую логику пришлось извлекать из самых общих правовых принципов.
В Конституционном суде признали, что законодательство не учитывает возможности современной медицины, и постановили пересмотреть закон «О страховых пенсиях». Пока он не будет изменен, дети в такой ситуации имеют право на страховые выплаты.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в нашем канале в Telegram.