Основатель популярного паблика «Омбудсмен полиции» Владимир Воронцов побывал на Шиесе и дал эксклюзивное интервью 29.RU о протесте в Архангельской области и конфликте активистов с сотрудниками УМВД. Их, по мнению правозащитника, тоже надо защищать. Для тех, кто не осилил всю беседу в лагере активистов, приводим семь главных цитат человека, который сам был полицейским, а теперь помогает тем, кого прессуют в разных регионах.
Паблик «Омбудсмен полиции» защищает права полицейских, и сегодня он настолько силен как информационный ресурс, что его, как говорит сам Воронцов, читает руководство центрального аппарата МВД. Какие выводы руководитель этого проекта сделал о ситуации в Шиесе?
- Что думают полицейские про защитников Шиеса?
- Что сам защитник полиции сказал про активистов?
- Как местные полицейские относятся к ввозу мусора?
- «ЧОП — это прям просто бессовестные люди»
- Может полицейский отказаться ехать на Шиес?
- Протест — это экстремизм?
- Откуда идут приказы на Шиес?
Что думают полицейские про защитников Шиеса?
— К сожалению, у многих полицейских есть такой стереотип мышления, шаблон: если ты занимаешься какой-то любой протестной движухой, какая бы она ни была, то ты это делаешь не потому, что тебя это действительно беспокоит и ты не можешь найти каких-то альтернативных способов решения, а потому, что ты либо какой-то дурак, либо проплаченный кем-то иностранный агент, либо какой-то маргинал или фрик. Когда люди протестуют, выходят на улицы, создают какую-то огласку, я их как бывший полицейский и юрист, который представляет полицейских в судах, начал понимать, когда сам столкнулся с судебной системой. До этого я просто не знал, как это работает, я верил, что суд честный и неподкупный, но это не так.
Что сам защитник полиции сказал про активистов?
— Даже вот за непродолжительное время, которое я находился здесь, я увидел просто нормальных людей, которых не устраивает то, что их хотят травить этими отходами. Я вижу охотников, рыболовов. То есть это такие нормальные русские мужики, которые хотят чего-то нормального.
Как местные полицейские относятся к ввозу мусора?
— Местные полицейские выражают согласие с протестующими: «Мы тоже живем здесь», «Нам тоже этим дышать, нашим детям» и так далее. Опять же это нормально. Сочувствуют и сопереживают. И именно поэтому сначала их пытались прессовать, потому что в целом такая система МВД. Если ты простой полицейский, который подает в суд, чтобы взыскать деньги, допустим, за переработку, тебя тут же начинают прессовать, чтобы уволить, за что-то другое. То есть пока ты будешь судиться за переработку, тебя обвешают взысканиями за какие-то другие вещи.
«ЧОП — это прям просто бессовестные люди»
— Полицейские не любят, когда где-то их изображение мелькает, когда их снимают на видео. И мы не можем их за это обвинять. Моя задача — осветить, что здесь в действительности происходит, и попытаться, может быть, как-то погасить, понизить этот градус противостояния, что важно, не между протестующими и ЧОПом (потому что ЧОП — это прям просто бессовестные люди, которые здесь работают), а именно между протестующими и полицейскими. Я не прошу полицейских любить, но как-то хотя бы понимать, что они сопереживают, в некоторых моментах даже советуют активистам, как лучше поступить. Сами протестующие говорят, что такое бывает.
Может полицейский отказаться ехать на Шиес?
— В любом случае он обязан выполнять приказ, кроме того случая, когда приказ явно противоречит закону. Сам факт направления в командировку закону не противоречит. Если со спорным, но не противоречащим закону явно приказом полицейский не согласен, он сначала его обязан выполнить, а потом уже обжаловать.
Протест — это экстремизм?
— Если люди говорят, что просто не хотят, чтобы их травили, то в чем тут экстремизм? Однако так уж сложилось, традиции такие в системе МВД, что никто другой вот этой борьбой с инакомыслием заниматься не умеет. Даже преступления общеуголовной направленности (убийства, побои, хулиганство), которые сотрудники центра «Э» расследуют, это происходит только тогда, когда мотивом были какие-то идеологические соображения. Это отдел, где понимают в работе полиции мысли, отдел по борьбе с мыслепреступлениями, можно так выразиться. Роль их такая, потому что некому это больше доверить. Но это не отменяет того факта, что там действительно есть идейные палачи и люди с садистскими наклонностями.
Откуда идут приказы на Шиес?
— Ситуация с Шиесом, безусловно, стоит на контроле на самом верху. Соответственно, генерал, назначенный оттуда, получает команды оттуда, от куратора. В некоторой степени, конечно, глава МВД России какую-то роль играет, но я бы не сказал, что главенствующую. Плюс надо взять в расчет бенефициаров этого мусорного бизнеса. Как известно, это имеет отношение к генеральной прокуратуре. А МВД находится в очень серьезной зависимости в целом от прокурорских работников.