Бизнес Маленький, но гордый бизнес интервью Варят без электричества: друзья из Архангельска сделали из обычной легковушки кофе-бар на колесах

Варят без электричества: друзья из Архангельска сделали из обычной легковушки кофе-бар на колесах

Что находится внутри этой машины и сколько стоит начать подобный бизнес

Александр Звездин и Алексей Лютаревич возле архангельского кофемобиля

Гуляя в солнечный день по набережной Архангельска, вы наверняка встречали небольшой автомобиль Renault Kangoo, прямо в котором готовят кофе и другие горячие напитки. Такой проект осуществили архангелогородцы Алексей Лютаревич и Александр Звездин. Для этого они купили подержанную машину, лично подремонтировали ее и купили нужное оборудование. Теперь кофемобиль радует горожан и приносит прибыль его создателям. Специально для 29.RU они показали, как устроена машина изнутри.

Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в канале в Telegram.

«Может три-четыре дня работать в чистом поле»

Мобильная кофейня, которая легко может перемещаться с одного места на другое, — конечно, не архангельское изобретение. Впервые идея обустроить такой автомобиль для Архангельска появилась у северян еще во время обучения в университете.

— Пять-шесть лет назад мы увидели такой вид бизнеса в больших городах и подумали, что у нас этого не хватает, — вспоминает Алексей Лютаревич. — Мы заметили, что на набережной нет хорошего кофе и поняли, что это то, что нужно людям. Но тогда нам не удалось это реализовать — это сделали другие ребята. Мы тогда подумали: «Черт, нашу идею украли!» Конечно, ее никто не крал, просто реализовали раньше. И так случилось, что потом я пришел к ним и работал как шеф-бариста в таком же кофемобиле.

По образованию Алексей — IT-специалист, но проработав некоторое время в этой сфере он решил заняться кофебизнесом: его не устраивала ситуация с продажей этого напитка в Архангельске.

— Мне до сих пор говорят: «Может быть, не стоило [уходить из профессии]?» Но здесь история про то, что хочется что-то поменять. У нас было мало свежеобжаренного кофе в городе. Даже в кофешопах, как правило, продавали что-то старое и редко следили за датой обжарки. Вначале мы продавали кофе через группу во «ВКонтакте» — такое супермаленькое предпринимательство. Но через какое-то время поняли, что нужна небольшая кофейня. А потом всё зацепилось друг за друга, и бизнес начал расти независимо от меня.

Кофемобиль в последнее время часто можно встретить рядом с новым участком набережной, возле Дворца детского творчества

В 2020 году Алексей зарегистрировался как предприниматель, а сейчас уже заведует шестью кофейнями в Архангельске. Одна из них — та, что на колесах — работает в Архангельске уже второй год. Алексей говорит, что по России таких автомобилей продается много, но не все они удобны для работы бариста.

— Мы посмотрели, что можно в нем улучшить и сделать комфортным, и решили, что лучше всё сделать самим, — говорит он. — Потому что ни барные стойки, которые устанавливают в кофемобилях, ни систему питания не делают достаточно удобными и автономными. Мы видели много примеров: некоторые из них работают на обычных генераторах, в других просто подключали аккумуляторы. Здесь же система запитывается от генератора самого автомобиля и может поддерживаться самостоятельно. На сегодняшний день этот автомобиль может выехать в полной комплектации и условно три-четыре дня в чистом поле готовить кофе без связи и без электричества.

Варит кофе… на газе

Готовый к работе кофемобиль обошелся друзьям примерно в 500 тысяч рублей, причем половину этой суммы стоила сама машина. Первый год они готовили и продавали напитки на Renault Kangoo желтого цвета, но затем решили взять другой. Замену нашли в интернете и затем пригнали из Москвы — задняя дверь у него, в отличие от прошлого автомобиля, открывается не вверх, а в стороны, что намного удобнее для работы бариста. При этом вся внутренняя система осталась той же.

Так автомобиль выглядит сзади. Внутри — удобные самодельные ящики и редкая кофемашина

— Как правило, за базу проекта берется большой автомобиль, чтобы человеку было удобно работать, — объясняет Александр Звездин. — Внутрь вставляется конструкция, на которую устанавливают кофемашину, кофемолку и всё остальное оборудование, нужное для работы. В нашем случае мы сделали уникальный проект с кофемашиной: мы специально переоборудовали данный аппарат под газ — он занимает меньше места. Из-за ограниченного бюджета мы полностью сами вручную сделали выдвижные ящики. В один из них помещается 70 литров молока.

Александр по образованию — специалист по рекламе и пиару, но при подготовке кофемобиля взял на себя обязанности электрика.

— Внутри машины мы всё делали с моим товарищем, — рассказывает он. — В целом у меня есть и дачное «образование», и из детского лагеря, когда ты просто что-то делал своими руками. Я в лагере настраивал оборудование, поэтому знаю, что делать. Гуглить, естественно, пришлось что-то, но минимально. Было сделано несколько ремонтных работ — в целом это всё. Большая часть денег ушла на покупку кофемашины, на ее переоборудование, потому что второй такой больше нет. Остальные деньги вложили в аккумулятор, инвектор, проводку от основного генератора автомобиля и в сборку мебели.

Всё в кофемобиле сделано для удобной работы бариста

Газовый баллон находится прямо в салоне автомобиля, а от него проведен шланг к кофемашине: в отличие от обычных стационарных кофеен, она подогревается не от электричества, а от газа — кофе можно сварить как на обычной домашней кухне. Всё остальное здесь работает от электричества.

— В целом по технической части с самим автомобилем не произошло никаких изменений, — заявляет Александр. — Если мы его решим продать, то следующий владелец с легкостью поставит его на учет и будет им пользоваться. Кроме того, в этом году мы сделали для машины красивую оклейку. Когда я сам иногда стою на смене, то вижу, как люди обращают на нее внимание, поворачивают головы.

«У пандемии есть плюсы и минусы»

Алексей Лютаревич вспоминает, что их бизнес начался не так легко, как хотелось бы: первая кофейня запустилась за четыре месяца до начала пандемии коронавируса. На старте были потрачены и личные деньги, и взятые в долг, и частично — кредит.

— Изначально мы столкнулись с множеством проблем — просто по незнанию, — признается он. — У пандемии есть плюсы и минусы, как бы это ни прозвучало странно. Из плюсов: можно было запустить молодой и дерзкий проект — люди изголодались после коронавируса и хотели попробовать чего-то нового, какой-то новый продукт. Но в сам коронавирус мы столкнулись с тем, что у нас возникли большие кассовые разрывы. Сотрудникам нужно было платить, а мы не знали, откуда достать эти деньги, ведь у нас не было бизнеса, который до этого нарастил какую-то денежную массу. Но как-то — я даже не знаю до конца как — нам удалось выжить. Мы вышли из ситуации, стабилизировались, где-то залезали в долги. И через год-полтора мы уже нормально выехали. Но первый год в основном был убыточным для компании.

Алексей и Александр начинали бизнес в 2020 году — сейчас он разросся до нескольких кофеен

Спустя три года кофейный бизнес уже позволяет зарабатывать. Хотя Алексей замечает, что не всё еще окупилось, так как в процессе они строили новые кофейни, открывали новые точки продаж. Но всё равно работают они уже в плюс.

— Если вы начинаете совсем маленький бизнес, то советую не пытаться кого-то взять в долю, — говорит он. — В самом начале возьмите кредит — вы его отдадите и не будете никому ничего должны. А если дело не пойдет, то вам не придется с кем-то ругаться. Конечно, был вариант, что всё прогорит и мы останемся с долгами. Я сразу же продумывал множество вариантов: каким образом можно закрыть эти долговые обязательства, кто мне может помочь. Очень важно, если есть какая-то поддержка, друзья, родные… Это иногда просто спасает, потому что у тебя появляется такая моральная подушка безопасности.

Еще один совет от молодого предпринимателя — не бояться обращаться к специалистам по любым вопросам и как можно больше расспрашивать их.

— Не надо думать, что вы знаете всё лучше всех. Стройте из себя глупых людей, задавайте максимально глупые вопросы для того, чтобы вам максимально развернуто отвечали. В конечном счете вы выиграете за счет этого, — советует он.

«В Архангельске работать чуть-чуть попроще»

Кстати, свое опыт в IT-индустрии Алексей применяет и в кофейном бизнесе. Например, он планирует создать для сети кофеен мобильное приложение. Друзья планируют расширяться не только в интернете, но и на улицах Архангельска — они собираются искать новые точки в городе, где можно припарковаться и готовить кофе.

— На старте сезона у нас была неудачная локация на Красной пристани, — объясняет Александр Звездин. — Там были сложности с парковкой, приходилось останавливаться за знаком «пешеходная дорожка» — мы не могли элементарно открыть дверцы и работать. На данный момент мы видим для себя наиболее приятной точку работы на новом участке набережной. Но всё равно планируем в течение сезона еще тестировать различные места.

Хозяева кофейни на колесах будут искать новые точки для продаж в Архангельске

Александр замечает, что выручка у кофемобиля в будние дни меньше, чем в выходные, — просто потому, что с понедельника по пятницу большинство горожан работает. А вот большой конкуренции с другими сетями — в том числе федеральными — в Архангельске нет.

— Конкурировать не очень легко, но и не очень сложно. В Петербурге нам бы пришлось некоторыми способами договариваться, чтобы там работать. Здесь же всё чуть-чуть попроще. На Севере кофемобили не так распространены, потому что у нас короткий летний сезон.

Кстати, если вам интересно, как бариста варят вкусный кофе, посмотрите наш стрим из одной архангельской кофейни, который мы вели в 2020 году. А если боитесь, что этот напиток повлияет на ваше здоровье, почитайте советы кардиолога.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления