С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон, предусматривающий обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках. Иными словами, граждане и организации, осуществляющие перевозку пассажиров, должны заключить договор обязательного страхования со страховой компанией. Согласно закону, жизнь каждого пассажира оценивается в 2 млн. 25 тыс. рублей, вред здоровью – до двух млн. рублей, вред имуществу – до 23 тысяч рублей.
Новизна закона заключается в том, что он унифицировал требования для всех перевозок (городской, пригородный и т.п.), а также позволяет защитить пассажира. Второй важный аспект – это повышение безопасности при осуществлении пассажироперевозок в целом.
Размер выплат пострадавшему будет варьироваться от степени нанесенного вреда здоровью человека. Например, если при проезде в маршрутке вам повредили коленный сустав, то сумма по страховке составит от 60 до 500 тысяч рублей. Если выражаться грубо, то каждая травма имеет свой «ценник». Если, не дай бог, с пассажиром все же случилось какое-либо происшествие в транспорте общего пользования, то для получения денежных средств от страховой компании ему необходимо будет выполнить несколько действий. Первое, что потребуется – это зафиксировать факт происшествия. В данном случае все соответствующие материалы по нарушению составляются сотрудниками ГИБДД. Второе, что доказывает факт происшествия – это обращение в органы здравоохранения, которые фиксируют размер нанесенного вреда здоровью. И третье, что необходимо сделать пострадавшему, – это предоставить все документы о ресурсах, затраченных на восстановление здоровья (лекарства, профилакторий и т.п.). Далее составляется обращение к страховщику или непосредственно к перевозчику.
Законом предусмотрено, что выплата производится либо страховой компанией, либо самим перевозчиком, если он вовремя не застраховался. Кроме того, с недобросовестного перевозчика в дальнейшем идет взыскание за так называемое укрывательство денежных средств. То есть, согласно закону, суммы, неосновательно сбереженные перевозчиком вследствие неисполнения возложенной на него Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, взыскиваются по иску федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, в доход Российской Федерации с начислением на эти суммы процентов в соответствии со ст. 395 ГК РФ. Поэтому, по словам Михаила Мартынова, заместителя руководителя агентства по транспорту Архангельской области, «перевозчику скрываться от страхования смысла никакого нет. Выплата пострадавшему должны быть произведена в любом случае».
Тут же у многих возникает вполне справедливый вопрос: откуда у перевозчика возьмутся средства на покупку страховки? Как сообщили в агентстве по транспорту Архангельской области, перевозчик будет выделять средства за счет тарифов на перевозку, которые он использует, то есть из кармана потребителя. Но пока не стоит поддаваться панике и ждать резкого увеличения стоимости за проезд в общественном транспорте. Например, за популярный в нашей области ПАЗик в условиях действия городских перевозок страховая компания взыщет примерно 5000 рублей за один год действия страховки. Понятно, что существует определенная формула, поэтому названная стоимость примерная и для каждого перевозчика будет рассчитываться индивидуально. «Так или иначе, эта сумма не настолько большая, чтобы повлиять на стоимость билета в общественном транспорте», – разъяснил Михаил Мартынов. Но, безусловно, при последующем расчете тарифов на городские, пригородные и междугородние перевозки стоимость страховки будет учтена. Сейчас же оснований для поднятия тарифов не имеется.
Теперь каждому пассажиру стоит обратить внимание на информацию о страховщике и действующем договоре страхования, которую перевозчик будет обязан размещать в местах продажи билетов, на самих билетах, либо на своем официальном сайте или на стендах в самом транспорте. Как уже было сказано, отсутствие страховки не освобождает перевозчика от ответственности перед пострадавшим осуществления выплаты, а 1 апреля 2013 года вступает в силу административная ответственность за «уклонение» от страховки: от 40 до 50 тыс. руб. на должностных лиц; от 500 тыс. до 1 млн. руб на юридических лиц.
Начальник отдела профилактики УГИБДД по городу Архангельску Евгений Федорушков проинформировал, что за последние 9 месяцев прошедшего года в Архангельске с участием пассажирских автобусов произошло 669 ДТП. Из них 341 происшествие случилось по вине самих водителей. В результате этих дорожно-транспортных происшествий телесные повреждения получили 62 человека. Всего за 12 месяцев 2012 года сотрудниками ГИБДД было привлечено к ответственности 6670 водителей автобусных средств и 238 должностных лиц автопредприятий.
«Я надеюсь, что со мной никогда ничего не случится в маршрутке. Но все же хотелось бы, чтобы новый закон работал в полную меру. Возможно, это замотивирует водителя автобуса аккуратней ездить и не нарушать элементарных правил», – делится мыслями архангелогородка Мария. Так или иначе, пассажиры надеются, что происшествий, отрицательно влияющих на здоровье человека будет меньше. Но даже если все-таки травма будет получена, то страховые выплаты будут своевременными и без волокиты, как бы цинично это не звучало.
Фото: Фото с сайта Сontent-review.com