То, что ситуация с мостами в Архангельской области обстоит не самым лучшим образом, проиллюстрировало обрушение моста через реку Вага в Вельском районе в октябре этого года.
Тогда в воде оказался пролёт железобетонного моста длиной 42 метра. К счастью, пострадавших не было, но без автомобильного сообщения остались жители четырёх сёл и деревень, а это почти 12 тысяч человек. Получается, что люди в прямом смысле слова оказались отрезанными от мира: дети не могли пойти в сад и школу, а взрослые – на работу.
Как оказалось, мост грузоподъёмностью 200 тонн и длиной 159 метров был построен в 1966 году. В 1987 году проводился его ремонт, а в 2009 – осмотр, во время которого были выявлены дефекты, якобы не влияющие на несущую способность сооружения. Лишь через пять лет, в 2014-м, был подготовлен проект ремонта данного моста, а сама реконструкция запланирована на 2017 год. Но счастливого дня мост так и не дождался, сдался раньше.
По словам директора дорожного агентства «Архангельскавтодор» Михаила Яковлева, причиной обрушения моста стала его эксплуатация с постоянным перегрузом, несмотря на ограничение в 20 тонн и наличие на объекте соответствующих знаков. Сегодня уже открыто движение по временному низководному мосту через Вагу, который установлен рядом с обрушившимся мостом. «Произошедший инцидент заставил нас по-новому взглянуть на эксплуатацию мостов. Ситуация в Вельске показала, что пользователи дорог должны неукоснительно соблюдать знаки ограничения, установленные на их пути», – подчеркнул Игорь Орлов.
Статистика по Архангельской области следующая: всего в Поморье насчитывается 636 мостов, и только 200 из них являются капитальными. Остальные выполнены из дерева (частично или полностью), плюс многие находятся в аварийном состоянии, у большинства уже подходит срок службы. В 2015 году в Архангельской области были отремонтированы семь мостов, а в прошлом – 19.
Проблема в том, что большинство мостов сделаны из дерева – хоть это и дешёвый материал, который долго служит, но происходит это только в том случае, если к нему бережно относиться. Конечно, при проезде по деревянным мостам должен строго соблюдаться весовой контроль, что происходит в Поморье достаточно редко.
«Сегодня в Архангельской области активно реализуется принятое некоторое время назад решение по перестройке деревянных мостов. На их месте появляются комбинированные мосты: опоры железобетонные, а верхняя часть выполнена из дерева. При этом железобетонные опоры установлены таким образом, чтобы в дальнейшем деревянную часть моста можно было заменить на типовые железобетонные конструкции. Ремонт получается относительно дешёвым, не требующим серьёзных трудозатрат и времени. Однако мостов с деревянными опорами у нас до сих пор очень много, и большинство из них находится в неудовлетворительном или аварийном состоянии», – пояснил генеральный директор ОАО «АвтодорМост» Сергей Прожерин.
На сегодня очень плохое состояние мостов в Шенкурском, Вельском, Виноградовском и Верхнетоемском районах. Если пренебрегать знаками ограничения грузоподъёмности, то увеличивается риск разрушения моста. «Ограничения по весу для мостов устанавливаются, если грузоподъёмность такого строения – менее 30 тонн. Как правило, после сдачи нового моста ограничивающий знак не ставится в течение двух лет. Однако даже при использовании антисептиков и качественной древесины дерево как материал быстро стареет», – говорит начальник участка ОАО «АвтодорМост».
Главными условиями долгой службы моста являются регулирование потока большегрузных автомобилей и достойное содержание объектов. «Нам катастрофически не хватает средств на профилактические работы по мостам, которые могли бы существенно повысить их срок службы. Сегодня средства, выделяемые на содержание мостовых сооружений, могут обеспечить выполнение лишь минимального набора нормативных работ. Мы пытаемся выжать максимум из имеющегося финансирования, но средства в региональном дорожном фонде ограничены», – поясняет Сергей Прожерин.
Фото: Фото Дмитрия Чистякова