26 сентября воскресенье
СЕЙЧАС +6°С

Без руля и педалей: в Архангельске сделали вездеход-трансформер для людей с инвалидностью

Изобретатели и пилот необычной машины MARS показали, как на нем ездить, и дали прокатиться нам

Поделиться

Студентка САФУ Есения Лопатина с легкостью управляет вездеходом MARS. Ее создатели говорят, что она как будто рождена для этой машины

Студентка САФУ Есения Лопатина с легкостью управляет вездеходом MARS. Ее создатели говорят, что она как будто рождена для этой машины

Поделиться

В Архангельске сделали вездеход-трансформер для людей с инвалидностью

Изобретатель Александр Осинин из Архангельска вместе с владельцем клуба «Машина» Андреем Пурей создали нечто уникальное — вездеход-трансформер MARS, у которого нет ни руля, ни педалей, а управлять им сможет любой человек, в том числе и тот, который большую часть жизни поводит в коляске, и даже без намека на какой-либо водительский опыт. Какова в деле эта машина, что у нее внутри и где она может пригодиться, мы рассказываем в этом репортаже.

«Когда снег выпадает, мы становимся затворниками»



— А какие могут быть впечатления? Круто, классно, восторг! Сидеть удобно, в управлении все очень легко, я сразу же разобралась, вот буквально села и поехала. Хотя я раньше никогда за рулем автомобиля не была, оказалось, что совсем нетрудно держать вездеход прямо, поворачивать, тормозить. Если я разобралась тут, то любой разберется, — смеется студентка САФУ Есения Лопатина, прокатившись на вездеходе вокруг гаража с мастерской клуба «Машина», который находится на Левом берегу в Архангельске.

Сиденье опускается так, чтобы пилоту было удобно самому сесть за (виртуальный) штурвал

Сиденье опускается так, чтобы пилоту было удобно самому сесть за (виртуальный) штурвал

Поделиться

Есения стала одним из первых пилотов MARS — так звучит, наверное, правильнее, чем простое «водитель», ведь перед нами не совсем обычная машина. Это восьмиколесный вездеход-трансформер, подобных которому нет нигде. Есения, широко улыбаясь, все еще держится за рычаги по бокам от ее сиденья. Привычного руля, как и ножных педалей, здесь нет — MARS управляется кнопками и джойстиками. Для студентки родом из Няндомы, которая попала в ДТП еще будучи подростком и получила тяжелую травму позвоночника, из-за которой не может ходить, это изобретение открывает в жизни новые возможности. Сейчас как минимум — прокатиться с ветерком.

Щенок тоже хотел прокатиться

Щенок тоже хотел прокатиться

Поделиться

Отгоняя от ног любопытного щенка, который требует от девушки с ним поиграть, Есения рассказывает, что машину уже тестировали в полевых условиях — выезжали в декабре на остров Краснофлотский. Тогда на ней покатались несколько ребят с инвалидностью, и всем очень понравился этот опыт. Сама она признается, что с удовольствием бы пользовалась «Марсом» везде, где только можно.

Всё, что нужно пилоту, — это жать кнопки и управлять «Марсом» с помощью джойстиков

Всё, что нужно пилоту, — это жать кнопки и управлять «Марсом» с помощью джойстиков

Поделиться

— Недавно вот с сестрой гуляли, а выпал снег. На коляске в таких условиях ездить проблематично, так как приходится выезжать всё время на задних колесах, иначе застреваешь. Зимой у нас такая проблема: когда снег выпадает, мы становимся зависимыми от такси и машин, потому что просто даже выйти во двор на коляске становится нереально. И мы становимся затворниками. Поэтому, если бы такой вездеход можно было бы как-то применять в быту, думаю, что это было бы очень удобно. Да и в путешествие на таком поехать круто, ведь выбраться в лес для нас тоже редкая возможность, это затруднительно, и нужна будет помощь. А тут ты сам сел и поехал, — отмечает Евгения плюсы внедорожника.

И уезжает на новый круг возле гаража, взяв в собой пассажира, позади кресла пилота на вездеходе есть одно место. Щенок не успевает бежать за ними.

Есения — прекрасный водитель, в чем мы сами убедились

Есения — прекрасный водитель, в чем мы сами убедились

Поделиться

«Потихоньку что-то придумывал, патенты получал»



Теперь мы в большой мастерской клуба «Машина». Ее владелец и один из создателей «Марса» Андрей Пурей стоит перед вездеходом и под звуки сварки рассказывает о том, как около шести лет назад друзья познакомили его с Александром Осининым.

Андрей Пурей говорит, что у созданного «Марса» может быть множество модификаций. И ездить на нем могут все, кто захочет

Андрей Пурей говорит, что у созданного «Марса» может быть множество модификаций. И ездить на нем могут все, кто захочет

Поделиться

— У него на тот момент было патентов восемь на разные полезные изобретения, но, так вышло, что они, по сути, были на тот момент никому не нужны. У нас вот такая судьба у изобретателя. А ведь каждый патент надо поддерживать. Когда нас познакомили, мы начали с этой машинки, с «Химеры» — это такой небольшой вездеходик, — показывает он рукой на темно-зеленого снегоболотохода, который стоит рядом.

Зеленая «Химера». Посмотреть такую в действии можно на <a href="https://www.youtube.com/watch?v=Jmpn8tLJ56s" target="_blank" class="_">Youtube-канале клуба «Машина»</a>

Зеленая «Химера». Посмотреть такую в действии можно на Youtube-канале клуба «Машина»

Поделиться

Мужчин сблизила страсть к созданию чего-то нового. Андрей, к примеру, за свою жизнь работал в разных сферах — торговля, грузовые перевозки, общепит и развлечения, менял деятельность чуть ли не каждые пять лет. В последнее время вот занялся вездеходами, хотя сам и не рыбак, и не охотник. Говорит, что это ему интересно, да и вообще он с детства был «мастеровитым».


— Тут я, по ходу, до пенсии задержусь. Хорошо, когда руками что-то делаешь. Интересно, когда что-то производишь из ничего. А тут еще и новое, что до тебя никто не делал. И есть чувство, что жизнь не зря проходит и что ты не просто потребитель в ней, а создатель чего-то ценного, — так объясняет Андрей Пурей свою мотивацию.

У Александра Осинина увлечение техникой тоже растет из детства — пока другие покупали себе, к примеру, мотоциклы, он собирал себе технику для поездок сам. Позднее Александр Трофимович получил среднее образование в эксплуатации автотранспортной техники, то есть он не инженер. Но всю жизнь что-то придумывал на бумаге. Несколько лет назад у него был опыт разработки вертикализатора для детей с ДЦП, а также специального санитарного кресла. Тогда он и познакомился ближе с трудностями, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью.

Александр Осинин

Александр Осинин

Поделиться

— Заметишь в технике что-то неудобное — совершенствуешь. Потихоньку что-то придумывал, патенты получал. А потом вот на пенсию вышел, Андрей Викторович (Пурей. — Прим. ред.) мне попался, и решил плотно этим заняться. А так бы без знакомства с ним, наверное, до сих пор бы дома что-то на бумажке изобретал. Теперь благодаря ему вижу уже модель, — говорит он, кивая на Mars.

Идея создания такого вездехода как раз пришла к нему после опыта разработки чертежей устройств для ребят с ДЦП. Однажды он подумал, что туристические маршруты на квадроциклах им не доступны.

— Это значит, что если человек малоподвижен, то он красоты природы не увидит? Стал задумываться над тем, как помочь людям с инвалидностью тоже получать это удовольствие от жизни. А ведь самые красивые места — Алтай, Карелия, Мурманская область, Крым и другие — они же все труднодоступные в плане дорог. И там как раз ездят на квадроциклах. Для людей с инвалидностью, которые практические постоянно находятся в замкнутом пространстве, было бы здорово все это увидеть. Хотелось дать им эту возможность, — вспоминает Александр Трофимович.

Создатели показывают свое творение

Создатели показывают свое творение

Поделиться

Около года ушло на расчеты и чертежи по этому проекту, потом с руководителем клуба «Машина» еще около года потратили на то, чтобы построить вездеход, который назвали «Марсом». Теперь он почти готов, и для него устраивают тест-драйвы, приглашая заинтересованных в проекте архангелогородцев вроде Есении.

«Все запчасти куплены в обыкновенном магазине»


Говоря подробнее о том, каким получился вездеход, Андрей Пурей отмечает, что его «сделали по-умному», а также называет его настоящим трансформером. Он имеет в виду, что сейчас они подготовили первый образец, его уже тестируют пилоты, но модификаций модели может быть много. В конце концов, MARS можно подгонять под индивидуальные потребности каждого отдельно взятого пилота, если в дальнейшем изготавливать вездеход на заказ.

Первое, что бросается в глаза всем, кто смотрит на «Марс», — это, конечно, отсутствие руля и педалей. Вместо них — небольшая панель с кнопками и рычаги-джойстики по бокам сиденья.

Пока максимум скорости у «Марса» — 40 километров в час

Пока максимум скорости у «Марса» — 40 километров в час

Поделиться

— Так как мы небогатая организация, все запчасти куплены в обыкновенном магазине. Какие-то цилиндры были переточены по нашим расчетам. Здесь применены запчасти от пазика, газика, ЗИЛа, жигулей, уазика. Двигатель поставили ZONGZHEN GB750, у него 28 лошадиных сил. В идеале удобнее ставить, допустим, движок от Daewoo Nexia (он более мощный, там 50 сил) и коробку-автомат. Это все хорошо здесь подойдет. Здесь коробка пятиступенчатая, с электрическим сцеплением. Для этого нужны более здоровые руки, нужно учиться переключаться, но в принципе тоже несложно переключается, тут кулисная передача, как в любой машине, — рассказывает детали Андрей Пурей.

Сергей Юрчак — сотрудник мастерской, который помогал собирать вездеход<br>

Сергей Юрчак — сотрудник мастерской, который помогал собирать вездеход

Поделиться

Александр Осинин вспоминает, что одной из самых сложных задач, над которой пришлось поломать голову, стали повороты на подобном вездеходе.


— Получить наработки других предприятий не получилось, потому что похожих нет. Есть для машин с бортовым поворотом, там немножко проще: одну сторону затормозили, другая как бы забегает. А здесь получается все практически как у машины, то есть ее нужно складывать, чтобы она повернула. Это само по себе несложно, но труднее было сделать так, чтобы вездеход дорогу держал при этом, слушалась и чтобы он при этом был нетяжелым. В итоге получилось так, что сейчас водитель может сидеть и поворачивать комфортно, не подруливая и не ловя дорогу, — рассказывает он.

У MARS восемь колес, и все ведущие, с блокировками.

— Такая формула очень удобна, поскольку мы на каждую пару еще будем надевать по гусенице, и это обеспечивает высокую проходимость вездехода зимой либо летом на болотах, например, если кто-то постоянно ездит, — поясняет изобретатель.

На каждую пару колес для зимней езды будут надевать по гусенице

На каждую пару колес для зимней езды будут надевать по гусенице

Поделиться

Весит машина примерно 600-700 килограммов. Какую максимальную скорость она может развить, еще неизвестно, нужно тестировать на разных покрытиях. Пока же разгоняли до 40 километров в час. Расход топлива, соглашаются между собой оба создателя «Марса», подсчитав, сколько уже потратили бензина в тест-драйвах, совсем небольшой.


Как говорят и Александр, и Андрей, вездеходом могут пользоваться не только люди с инвалидностью — он настолько прост в управлении, что даже не требуется никакого опыта, чтобы на нем прокатиться. Это проверяет на себе наш видеоредактор — действительно, она с легкостью повторяет тот же маршрут вокруг гаража, что и Есения. Правда, права, чтобы на нем ездить, все равно понадобятся (либо тракторные, либо для квадроциклов), и в городе вряд ли получиться рассекать.

— В перспективе любая база отдыха, любое турагентство может купить себе эту машину. Клиенты вполне могут ее арендовать для дальних прогулок. Сзади есть еще сиденье — мы его делали для того, чтобы сзади мог разместиться человек, который сможет контролировать поездку, ведь машинка недешевая, — поясняет Андрей Пурей.

Одна из разработок, которой сейчас занимаются в мастерской, — бикоптер, как в фильме «Аватар». Секретная часть прикрыта от чужих глаз

Одна из разработок, которой сейчас занимаются в мастерской, — бикоптер, как в фильме «Аватар». Секретная часть прикрыта от чужих глаз

Поделиться

Примерную стоимость «Марса» он просит пока не разглашать. Что касается возможности использовать вездеход людьми с инвалидностью, то сейчас создатели хотели бы найти инвестора для своего проекта. Ведь пока что перед нами — непромышленный образец, в который вкладывали свои деньги. А для того чтобы довести его до серийного производства, требуются дополнительные вложения. По оценкам Андрея Пурей, это сумма в районе трех миллионов рублей. Есть у них с Александром Осининым и другие идеи, над которыми они работают. Например, делают бикоптер, как в фильме «Аватар», пытаясь сделать фантастику в реальность, а также скоро приступят к созданию модели летающей мотособаки с рабочим названием «Помощник».

Ранее мы рассказывали о помощнике машиниста Артёме Шубине, который в свободное от работы время собирает вездеходы стоимостью до 3 миллионов рублей, а также в нашей рубрике «На чем ты ездишь» почитайте про пенсионера из Архангельска, который в свободное время реконструирует советские «Волги».

По теме (17)

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК6
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Архангельске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...