![Максимально нешаблонный отпуск: изучаем плюсы и минусы путешествий по России на автокемпере За этот кемпер FIAT Ducato 1992 года просят всего 758 тысяч. Понятно, что его состояние вряд ли будет идеальным | Источник: auto.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/51/9b/fd/519bfdd593ef31043983a1a9b438791a/656x479_1_5443cacfe50a8ce95f45082c913b95a4@1014x739_0x7eGwHqhC_6984946581835381841.jpg.webp)
Несмотря на старт вакцинации от коронавируса, предстоящий отпускной сезон наверняка будет омрачен ковидной бюрократией. В такие времена особенно приятно помечтать об автокемпере — доме на колесах. Представляете, какой кайф путешествовать, руководствуясь принципом древних кочевников: где преклонил голову, там и дом. Не думая при этом о брони в отелях, кашляющих соседях и необходимости таскать багаж. Мы подготовили обзор автокемперов, который позволит понять — ваш ли это формат отдыха?
![Трехспальный автодом на базе Ford Transit за 2,8 миллиона рублей | Источник: auto.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/80/74/30/807430a13e7be7425eafbdb48a6b6bc9/656x362_1_5f544d025ee17df533a9564aee5d80b7@979x539_0xBYxQkoCN_3420139610988878844.jpg.webp)
Домов на колесах почти так же много, как и домов вообще. И встречаются весьма бюджетные варианты, например автодом Lada Granta компании Lux Form. Стоит он порядка 1,5–2 миллионов рублей (в зависимости от комплектации), что по меркам сегмента — довольно скромно. При этом «грантодом» имеет джентльменский набор автопутешественника: три спальных места, газовую плиту, стол, холодильник, биотуалет, раковину с подачей воды, климатическую систему.
![В Lada Granta добавили жилой отсек, и получился один из самых доступных автодомов на рынке | Источник: производителя (компании Lux Form)](https://n1s1.hsmedia.ru/08/5c/25/085c2538e5da3550b4af11d029c1285f/656x369_1_0104a6a1a78e7acd558238d5fabb88e4@1200x675_0xcZqjJmBC_5689127520445756643.jpg.webp)
![Планировка жилого отсека | Источник: производителя (компании Lux Form)](https://n1s1.hsmedia.ru/29/dc/e9/29dce96e33a8a8ab194cff4a586faba9/656x390_1_5a2ef6f717e3b39eeb37f4e39b52653f@1062x631_0x18kZB84p_0528959564910988760.jpg.webp)
![Внутри тесновато, но обстановка вполне жилая | Источник: производителя (компании Lux Form)](https://n1s1.hsmedia.ru/b8/89/7c/b8897c5c90bdac09c0b2be0d4ea6e3f7/656x285_1_2f6bdfb2c6b0be94c7f79adb423fd6f5@1198x519_0xJWdmoLTy_1286517451806460812.jpg.webp)
Впрочем, сразу видны некоторые минусы автокемперов: например, их габариты. Даже Granta в таком исполнении имеет длину почти 5 метров — примерно как у Toyota Land Cruiser 200. А по высоте даст ему фору — 2,4 метра. Естественно, возрастает масса и лобовое сопротивление, а значит, падает динамика, максимальная скорость и экономичность. При расчете маршрута исходите из того, что средняя скорость вашего продвижения будет в районе 60–80 км/час.
Кстати, есть и более дешевые варианты автодомов. Например, прицепы-«капли», которые можно купить в заводском исполнении или самодельном, как в примере ниже. Если их масса не превышает 750 килограммов, для буксировки достаточно обычных легковых прав.
![Самодельный прицеп «Фисташка» сделан по лекалам классических американских трейлеров teardrop (капля). Его цена — порядка 200 тысяч рублей | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/b2/5f/6a/b25f6a3526f18de1a4be7eee86ff12d2/656x438_1:5723_1014f88af0e6ab5855433e50715b803e@1280x854_0xWYYc8CLV_9858825885041190676.jpg.webp)
![В задней части — походная кухня с рукомойником и газовой плитой | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/97/d4/79/97d479d07683d54484507a95253dcedb/656x438_1:5723_44fb4bf73c3ea4c1b44b4fe8eb601942@1280x854_0xSreucpnn_2916988327196923639.jpg.webp)
![Вход — через боковую дверь | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/d0/95/7f/d0957ff311b8885451f6a2508efbe06d/656x438_1:5723_01a1bd3b62389669d71bdc8f9933dae8@1280x854_0xQzNzPo91_9245912635599138848.jpg.webp)
![Владельцы и создатели прицепа Настя и Егор путешествуют на нем с ребенком | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/36/93/bd/3693bd523aa580d55be7b34b74fd44d8/656x438_1:5723_d5a1539d5d42ec23bc70293afe8baff4@1280x854_0xhba83kj7_1095947596030837692.jpg.webp)
Стоимость более крупных прицепов на вторичном рынке стартует обычно от 300 тысяч рублей и достигает 1,5–2 миллионов рублей. По комфорту они уже ближе к полноценным домам на колесах.
![Такой прицеп комфортнее, но при массе 875 кг требует прав категории ВE | Источник: auto.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/60/d3/67/60d367d7046676be9fcefbf894b8ea96/656x442_1_d41fde4a07744578eb19c653a13d3c7d@1008x678_0xhqzLvO8d_6407493197074025056.jpg.webp)
Есть недорогие варианты и среди подержанных автомобилей. Например, вот этот Nissan Vanette 2004 года выпуска, за который просят 1,43 миллиона рублей. В его арсенале — четыре спальных места, два из которых — постоянные (то есть не требуют складывания столика).
![В оригинале Nissan Vanette — это компактный микроавтобус | Источник: auto.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/89/fb/45/89fb45a78e770b2dc30b996f71f67f31/656x444_1_0e57147335f65e00aced03849738fbb7@1264x854_0x9e0MvM9Y_0473330277975579491.jpg.webp)
![Внутри есть необходимый минимум для походной жизни | Источник: auto.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/61/df/a1/61dfa124f69360a478cb5cef6b63e06f/656x454_1_7f59b2152959d3ae93fe6274056e14d1@1274x880_0xzXecmHIJ_6594395015702003163.jpg.webp)
Описанные выше кемперы компактны и довольно тесны: они больше подходят для вылазок на озера — этакая альтернатива палатке. Путешествовать в них тоже можно, но разве что вдвоем или с ребенком.
Для поездок компаниями нужен другой калибр, и среднестатистическим вариантом полноформатного кемпера является, например, FIAT Professional Ducato. За этот автодом 2011 года выпуска просят чуть более 3 миллионов рублей.
![Классический автокемпер на базе микроавтобуса FIAT Ducato | Источник: auto.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/de/88/75/de8875156394d607b27ad7e70b0e7189/656x497_1_da6bdef8bac59e00240dbd4061967fc4@1200x908_0xFrDV9fFe_8349815921502490527.jpg.webp)
![Панель приборов не отличается от оригинала | Источник: auto.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/a4/80/02/a48002c5a10a03e3c7eaed791934fe55/656x489_1_ab6996f7b48c06814355ae9f5d754c18@1193x888_0xQST2bRIT_0342450182837189079.jpg.webp)
![Внутри есть не только туалет, но и душ. Обратите внимание на сиденья: они оснащены ремнями безопасности | Источник: auto.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/09/92/4a/09924a0d094fc28302f8b3c3289c121d/656x252_1_2302ab317b1cc090bd8693de351e0fad@1280x491_0xe0ARlku6_7043235630890014136.jpg.webp)
У FIAT шесть посадочных и шесть спальных мест. Обратите внимание, что автокемперы, как и машины вообще, могут перевозить строго определенное количество пассажиров на сидячих местах, оборудованных ремнями безопасности. То есть на каждое спальное место в походном состоянии должно приходиться одно кресло с ремнем.
![Аналог на базе Ford — за него просят 3,5 миллиона рублей | Источник: auto.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/2c/d2/c3/2cd2c3cdfd892e37937e33b89fd38939/656x493_1_0bab88172ec7752e5ea3de9a780c54c5@1199x900_0x7DUi7Vbi_8278916110620687374.jpg.webp)
![Входная дверь | Источник: auto.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/f3/d9/5d/f3d95d5f41831242847d0da792c9cf1d/656x489_1_7d5a0f932bc3a7828a84212139248fc1@1196x891_0xt2lhS70c_5851674422791143322.jpg.webp)
![Обстановка почти домашняя | Источник: auto.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/13/34/cb/1334cb69599f1e438a312b30b9a1edcc/656x289_1_351763d8b77238ff4fe4520165112709@1280x563_0xs267ciUY_5152232522515334769.jpg.webp)
Такие автокемперы, как правило, укладываются в требования к легковушкам с точки зрения полной массы и количества посадочных мест, то есть им нужны права категории В. Но по факту это всё же небольшие автобусы: скажем, длина FIAT Ducato — почти 7,5 метра, он крупнее городских пазиков. А значит, для управления потребуются навыки, городская езда может превратиться в боль, а скорость перемещения по трассе — где-то на уровне грузовиков.
Если маленький и дешевый автокемпер еще имеет смысл купить в личное пользование, то полноформатные «дома» вряд ли: ради одной поездки в год проще взять их напрокат. Правда, стоимость довольно высока: за автокемпер класса FIAT Ducato берут в среднем 8–10 тысяч рублей в сутки, и это не считая прочих расходов, например, на топливо. А они тоже будут весомыми, потому что автокемперы прожорливее машин, на базе которых созданы.
![Стоимость проката кемперов — в районе 10 тысяч рублей в сутки | Источник: auto.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/7d/b1/cc/7db1cc7bc0db81dcb7f6a1e08b88c986/656x475_1_cd750e8b28eb550013b614e761f0f0ce@1084x784_0xFgpsrHTF_4939891106849635489.jpg.webp)
Вот грубая прикидка. Допустим, вы планируете трехнедельную поездку из центральной России на юг. Неделю вы проведете в дороге (путь туда и обратно), еще две — осваивая красоты побережья. Аренда обойдется в 170–210 тысяч рублей, топливо — еще в 25 тысяч. Дорого? Вроде бы да, но если вы путешествуете компанией из шести человек, расходы будут сопоставимы со стоимостью перелета и недорогих гостиниц. Правда, вблизи популярных курортов добавятся расходы на стоянку кемпера (в среднем 700–2000 рублей в сутки), но из плюсов — возможность подключиться к воде и электричеству.
При этом поездка на обычной машине с ночевками в мотелях обойдется дешевле кемпера, поэтому его нельзя рассматривать исключительно как способ сэкономить. Скорее, он ценен самим форматом отдыха, когда вы практически не привязаны к маршруту и графику движения.
![Автодом фирмы Unicat на базе полноприводного шестиколесного грузовика MAN TG S — это уже отель на колесах. Такие машины годятся для экспедиций | Источник: Unicat](https://n1s1.hsmedia.ru/70/5a/2f/705a2f955e3a446a7d699af6ed62b226/656x290_1_aacd9509e17a34d39c664528c8efde4a@1681x743_0xuXhtleDd_5455132849472427725.jpg.webp)
Кстати, самые роскошные дома на колесах строят на базе внедорожных грузовиков, но мы не заостряем на них внимание, потому что стоят они, как правило, более 1 миллиона долларов и являются сухопутными аналогами яхт. Российские версии дешевле и зачастую проходимее. Например, под Екатеринбургом строят вот такие болотоходы «Бурлак» стоимостью порядка 10 миллионов рублей (150 тысяч долларов), но это скорее вахтовка, чем дом на колесах.
![Снегоболотоход «Бурлак» может плавать | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/82/dc/dd/82dcddca8e68ce003bc36dc898634126/656x438_1_2b887b18a165d1c741b913ac6948c80f@1280x854_0xPywnVl7L_8142495294893438584.jpg.webp)
![Управляется он как обычный грузовик | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/fa/91/30/fa913003779d307c20735a265a4122cb/656x438_1:5723_0d1682b70012fbb2532a671b27a125d8@1280x854_0x1u3aTcUC_1762522523189149456.jpg.webp)
![По проходимости он превосходит большинство серийных машин, в том числе за счет шин низкого давления и огромного просвета | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/a3/a3/0f/a3a30f2140d82b244174ec8dd0f2eb67/656x438_1:5723_042e24b744f661ec2716680b5d2cacad@1280x854_0xWSaXXtf0_2322300832618378601.jpg.webp)
![«Бурлак» — это вахтовый вездеход, и с точки зрения автопутешествий является заготовкой для дома на колесах: например, в базе у него нет кухни, душа или туалета. Но есть спальные места и столик | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/ce/7d/76/ce7d768c9fb7cdf5890db167ab6980d5/656x438_1:5723_3248c3f175c2874901295e701d49e3b8@1280x854_0xbp1Hm60m_4834271680203775859.jpg.webp)
Главный плюс таких автопутешествий — почти полная свобода. Вы можете проложить собственный маршрут, не привязанный к гостинцам. Вы можете не ехать до рези в глазах, а встать на ночлег среди пустынных красот, а утром снять красивый рассвет.
![На ночлег можно встать, где душа попросит | Источник: auto.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/2b/e3/ce/2be3ce31751641d482d7f82fff6cdace/656x432_1_51b3839e25505703bfd7c2e3a329148d@1196x787_0xb65l1u8t_6914913634779042181.jpg.webp)
Но по комфорту кемперы — это всё же не отели, а скорее хостелы. Они тесноватые, иногда — душноватые, в них ограничен запас воды, а на ходу может укачивать.
![Недорогой кемпер (скорее вахтовка) на базе KIA Bongo: всего 750 тысяч | Источник: auto.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/e1/e1/59/e1e159fbd35cffe3158893895d151844/656x461_1_426fd9ee4aa2ce7d7cb546076328a8a6@1194x838_0xYT8d30m4_7881594550969180935.jpg.webp)
Кемперы сложны и требуют ухода: помимо всех агрегатов самой машины, в них есть дополнительные водяные насосы, отопители, климатическая система, электрическая разводка и так далее. Всё это иногда барахлит и ломается. Кемперы с рукомойниками и душами нужно заправлять водой: объем бака может составлять 100 литров и больше, то есть налить на халяву удастся не везде.
Обычные кемперы не очень проходимы: сказываются их габариты. Внедорожные варианты с большим просветом существуют, но стоят зачастую неоправданно дорого — для экспедиций чаще всего используют уже дома на базе грузовиков.
![Этот дом на колесах на базе Bremach T-Rex 2012 года стоит почти 7 миллионов рублей | Источник: auto.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/6c/5c/b4/6c5cb463f087c01750eacd7823757a5b/656x394_1_ee19ea71c1921a670a4b069b5f57279a@881x529_0xe7YMqfnT_8003678282241453140.jpg.webp)
![Если вас не укачивает, во время путешествий можно смотреть фильмы или работать | Источник: auto.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/ed/2c/61/ed2c6157d22627c14a23411b7432c703/656x494_1_ef59be6ac0e4137793e5e47029a3fc22@1195x899_0xGoTBOLT4_6823365099131269672.jpg.webp)
Не последнюю роль играют и вопросы безопасности. Пассажиры в кузове автокемпера не всегда защищены от ударов сбоку и сзади, тем более в таких машинах чаще всего ездят не пристегиваясь. Во время ДТП любой предмет, вроде незакрепленного ноутбука или фена, превращается в снаряд и может нанести дополнительные травмы. Кемперы привлекают жуликов, ведь внутри всегда найдется что-нибудь ценное, а вскрыть их зачастую несложно.
![Внутри этого FIAT Professional Ducato почти люксовый салон. Цена — более 5 миллионов рублей за машину 2015 года выпуска | Источник: auto.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/cb/b6/56/cbb656bacb6b4967353c592ebddf6252/656x249_1_3344def3f7625e6d820368d8d8bdd193@1280x484_0xdrWcr0fD_7173832987097898139.jpg.webp)
На западе кемпер-культура развита благодаря придорожному сервису — для них предусмотрены стоянки, сервисы, эвакуаторы. В России поездки на кемперах — отдых, скорее, на любителей. Они больше оправданны в длительных заездах с частыми остановками в интересных местах. И они требуют разумного планирования маршрута.
С другой стороны, только они дадут возможность в течение месяца каждое утро видеть за окном новый пейзаж. Если вам это по душе, кемперы оправданы и экономически, и морально.
Нравится ли вам идея путешествий на автокемпере?
Впрочем, если хотите посмотреть на самый крутой в мире «дом на колесах», то ничего круче «Витязя» ДТ-30п вы не найдете.
Если собираетесь в Европу, почитайте советы опытного путешественника.
А если заграница или российский юг вас не прельщают, попробуйте отдохнуть в нашей глуши: это фантастически дешево и красиво.
А на 29.RU вы всегда можете почитать об необычных автомобилях, на которых северяне без опаски отправляются в самые сложные путешествия. Ранее мы рассказывали о помощнике машиниста Артёме Шубине, который в свободное от работы время собирает вездеходы стоимостью до 3 миллионов рублей. Почитайте также про пенсионера из Архангельска, который в свободное время реконструирует советские «Волги». Кстати, у нас на сайте есть целая рубрика «На чем ты ездишь» — в ней мы собрали все наши тексты о нестандартных автомобилях.