Изобретатели из архангельского клуба «Машина» Андрей Пурей и Александр Осинин создали мини-вездеход для людей с ограниченными возможностями здоровья, который не имеет аналогов в России. Машину назвали «Помощник 2.0» — она помогает инвалидам свободно преодолевать любое бездорожье, что не под силу коляскам. Все благодаря гусеничному ходу. Конструкторы рассказали 29.RU подробнее о своем необычном изобретении: за счет чего вездеход уверенно ездит по склонам и ямам, почему он так удобен для людей с инвалидностью и для чего может им пригодиться.
Первая версия «Помощника» была разработана по просьбе авиаотряда для помощи пожарным при тушении лесов. Но проект этот получился достаточно сложный, требующий много времени для доработки и проведения испытаний — машина должна быть строго определенного веса и размера, чтобы ее возможно было спустить на парашюте для подвоза воды и легко вместить в самолет.
Тогда задумку решено было трансформировать — и сделать вездеход для людей с инвалидностью. Его проходимость позволяет им открывать новые туристические возможности, первым делом подмечают авторы проекта.
— Мы хотим, чтобы люди с инвалидностью могли съездить на природу, ведь на коляске это сделать практически невозможно. На мини-вездеходе можно спокойно поехать в лес на ту же рыбалку или охоту, он легко заезжает в грязь, на болото или в сугробы — можно прицепить отвал и чистить снег. Если инвалид имеет дачу, он может зацепить плуг: копать, бороздить и прочее. Недавно к нам также пришла идея сделать подрезную палку с корзинкой, чтобы можно было собирать грибы, — рассказал 29.RU организатор клуба «Машина» Андрей Пурей.
Рассматриваем и другие удобства столь необычного средства передвижения. Кресло здесь опускается, за счет этого людям с инвалидностью удобнее садиться. В дальнейшем под него планируют поставить амортизатор, чтобы не трясло на ямах. А еще здесь достаточно простой механизм управления с помощью рычагов: газ и тормоз как на мотоцикле. Также вездеход имеет гусеничную платформу, которая помогает уверенно преодолевать дорожные препятствия.
— Здесь установлен гусеничный привод для малой вездеходной техники: получили на него патент и сейчас будем активно его применять. Это позволяет машине быть устойчивой на подъемах и спусках. Испытания мы провели, подъем тут такой же, как и у базовой машины — 35 градусов. У таких же машинок обычно подъем градусов 15, не больше — и они переворачиваются. В паспорте будем писать 25 градусов, чтобы люди лишний раз не рисковали и берегли себя, — отметил Андрей Пурей.
Изобретатели придумали уже три разновидности «Помощника 2.0». Цена на них варьируется от 160 до 220 тысяч рублей, максимальная скорость их — 25 км/ч. Машина, на которой сейчас проводят испытания, — прогулочная. Она имеет двигатель 5,5 лошадиных сил, на ней установлен вариатор «Форвард»: он слабоват и берет быстрый разгон.
На другие два вездехода с коробкой передач можно поставить дополнительное оборудование для сельскохозяйственных работ.
Хватает мини-вездехода на один моточас, то есть на 2,5–3 часа уверенной езды. Но в любой момент машину можно заправить бензином — есть багажник для канистры. Это гораздо удобнее, чем иметь дело с аккумулятором, ведь в лесах, как мы знаем, розеток нет.
— На аккумуляторах можно только рядышком где-то проехать возле города, а на бензине можно съездить далеко — ничего страшного — и вернуться без проблем. На электричестве вездеход делать проще: там электромотор поставил, блок управления, аккумулятор и всё. Но это очень дорого, не каждый себе позволит: сразу цена вырастет до 600–700 тысяч рублей, потому что очень дорогие комплектующие, — пояснил конструктор-изобретатель Александр Осинин.
В мире есть похожие модели, говорят наши собеседники, но стоят они гораздо дороже. Еще одно преимущество, которое отмечает Александр Осинин, — размеры «Помощника 2.0». Пока это самый малогабаритный гусеничный вездеход для людей с инвалидностью в России.
— Колесные есть меньше, а гусеничных меньше нет. Есть просто маленькие гусеничные машинки, но они не для инвалидов и электрические: у них скорость 7 миль/час максимальная, и они преодолевают расстояние максимальное в 23 мили, больше не ездят — нужно опять ставить на зарядку на 8 часов, — уточнили 29.RU изобретатели.
Ранее Александр Осинин и Андрей Пурей создали для людей с инвалидностью вездеход-трансформер MARS, у которого нет ни руля, ни педалей, а управлять им может любой человек. Какова в деле эта машина, что у нее внутри и где она может пригодиться, мы рассказывали в своем репортаже.
Ранее мы также опубликовали видеоисторию про необычный электробайк, мимо которого невозможно пройти и не сфотографировать. Его собрал своими руками архангелогородец Александр Мышов. Он рассказал 29.RU, что его вдохновило создать байк в стиле стимпанк, из чего он сделан и как реагируют на него прохожие. А еще там предусмотрено место для постоянного компаньона в поездках — милого пса Ульриха.
Также мы рассказывали вам о конструкторе-самоучке из Северодвинска Александре Кустовом, который в одиночку собрал вездеход для экстремального бездорожья.