Я вращаюсь в предпринимательской среде и наблюдаю много интересного. Периодически наблюдения переполняют и хочется ими делиться. Если в прочитанном вы узнаете себя, то прошу прощения, мы не знакомы.
Архангельск — маленький город. Здесь небольшая емкость потребительского рынка. Особенно это чувствуется на примере сферы общественного питания, где идет ожесточенная конкуренция за каждого гостя. В стремлении опередить конкурентов собственники начинают инвестировать в человеческий капитал. Тут-то и появляются герои этого текста.
Под человеческим капиталом понимается привлечение квалифицированных специалистов. Это могут быть консультанты по оптимизации бизнес-процессов, SMM-менеджеры и просто люди с богатым жизненным опытом (далее БЖО). Они отлично говорят и хорошо выглядят, уверены в себе, их волосы уложены, а бороды подстрижены. Эти парни излучают уверенность и приятный парфюм.
«Я работал в ряде известных заведений Архангельска. Вам готов сделать событийность. Я организовал ни одну вечеринку и ни один конкурс красоты. Хотите видеть красивых девочек за барной стойкой с бокалом "Космополитена" у себя? На девушек пойдут платежеспособные мужики. Гарантирую, что ваш рестик будет качать», — примерно так они пишут о себе. А как обстоят дела в реальности?
Есть разница между профессионализмом и очковтирательством. Она проявляется на дистанции, в умении оперативно реагировать на вопросы собственника, в отношении к работе и дополнительным нагрузкам, но, самое главное, в ответственности за результат.
Предприниматели верят, берут БЖОшников на ставку и ждут результатов.... Которых нет. Выясняется, что новый арт-директор не готов вычитывать меню для печати, заниматься разработкой полиграфии, вести соцсети. Значит, нужно еще людей нанимать? А ведь потраченное время имеет ценность и дополнительные энергозатраты. В среднем такие архангельские горе-бизнес-гуру берут от 50 тысяч рублей в месяц за свои услуги. Для того же общепита в нашем городе это хорошие деньги, поверьте. Получается, сотрудник зарплату получает, а предприниматель прибыли не видит. Что же делает наш БЖОшник? Пересматривает свой KPI? Пытается исправить ситуацию? Нет. Он говорит, что косячит сервис и кухня (кто угодно, только не он), поэтому клиентов нет.
— Дай еще бюджетов и помощников! — обращается он к работодателю.
Тут начинается игра в кошки-мышки. Предприниматель спрашивает результат, а БЖОшник технично парирует, почему его нет, и параллельно ищет пути отхода в новый проект. Это может длиться долго.
Подобных бизнес-паразитариев очень много. Они портят карму настоящих профессионалов и подрывают доверие к консалтингу. Остается только уповать на житейский опыт предпринимателей и писать подобные тексты. Чтобы уберечь коллег.
Александр Назаренко