RU29
Погода

Сейчас-3°C

Сейчас в Архангельске

Погода-3°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -9

5 м/c,

зап.

764мм 54%
Подробнее
USD 91,98
EUR 100,24
Бизнес Всё о коронавирусе

Фотографии из морга и гробы со стеклом: как хоронят больных COVID-19 в Архангельске

Работники похоронных бюро рассказали, каким правилам они следуют во время пандемии

Тела пациентов, погибших от COVID-19, привозят на кладбище, не открывая гроб, — несмотря на разъяснения Роспотребнадзора, такое правило все еще негласно работает

В Архангельской области от коронавируса умерло уже более трех сотен человек: в региональном оперштабе сообщают о 389, а в федеральном — о 350 жертвах. Умерших от COVID-19 должны хоронить по особым правилам — в конце ноября о них рассказали в областном Роспотребнадзоре. Мы поинтересовались у работников ритуальных услуг, как они сейчас проводят захоронения, дают ли родственникам увидеть усопшего в последний раз и какие трудности сейчас возникают в их бизнесе.

«Стало больше работы, больше проблем»


Несмотря на то что рекомендации о похоронах в закрытом гробу были отменены Роспотребнадзором ещё летом, в Архангельске, как нам удалось узнать, продолжают следовать этому правилу. По словам менеджера по работе с клиентами компании «Есения» Елены, открывать гроб запрещают в морге поселка Талаги — именно там выдают родственникам тела умерших от коронавируса.

— Мы читали, что нет распоряжения о захоронении в закрытых гробах, это рекомендовано. Но наш морг в Талагах пока что не разрешает, — объяснила она. — В Северодвинске, например, когда мы забираем тело, родственники расписываются в том, что они знают, что у умершего был COVID-19, и что гроб можно открывать. У нас такого пока нет, а было бы проще.

Елена говорит, что если в медицинском заключении стоит диагноз «COVID-19», то гроб будет закрытым, а похороны, которые организует их компания, пройдут без прощания. А если тело привезли не из Талаг, то у умершего берут мазки на анализ и накануне похорон обязаны сообщить, нашли ли у него вирус.

Во время символического прощания на кладбище родственникам рекомендуют быть в масках и перчатках

На кладбище родственникам желательно быть в перчатках, масках, а если есть пожилые родственники — им лучше вообще не участвовать в церемонии. Единственное, что может сделать агентство, — это договориться с моргом, чтобы там сделали фотографию усопшего в одежде. Снимок затем просто отправляют родственникам по вайберу. По словам Елены, это единственный выход из ситуации, который они нашли на данный момент.

— Ковидных много, но сколько — я не могу сказать. Мы начали хоронить их еще в первую волну, но с июня их стало действительно много поступать. Работы стало сейчас больше, и намного больше проблем: с оформлением документов, с отправлением фотографий, а в Талагах все время очень много людей, нам приходится дожидаться тела, — поясняет она.

«После похорон катафалк дезинфицируется»


В других ритуальных агентствах придумали еще один способ, при котором близкие могут увидеть погибшего в последний раз. Например, в ритуальном бюро «Память» какое-то время назад заказали партию гробов со стеклом.

— У нас были гробы со стеклянным отверстием в крышке — в таком случае была возможность увидеть умершего, — рассказал заместитель директора бюро Денис Титов. — Но у нас их было немного, они закончились, а у производителя, к сожалению, очень большой поток заказов. Для родственников могут сделать фотографии умершего в морге. А чтобы давали взятку [за открытый гроб] — такого не было.

По словам Дениса Титова, сейчас среди их клиентов тоже стало больше умерших от COVID-19. Да и вообще, по объемам работы больше, чем в прошлом году.

Поминки после захоронения сейчас нельзя провести ни в одном заведении города — родственники сидят дома, в узком кругу 

У маленьких компаний, которые и раньше работали с небольшим количеством заказов, работы не слишком прибавилось. Об этом нам рассказала Юлия, продавец агентства «Ритуальные услуги». Правда, и она считает, что умерших от коронавируса стали хоронить чаще.

— Работы у нас сейчас не очень много — ее больше в «Спецтресте» и других организациях, — поясняет она. — Мы организуем не очень много похорон, но мне кажется, что [среди умерших людей] с ковидом сейчас больше. Мы все работаем в масках и перчатках, а после похорон у нас дезинфицируется катафалк. Прощаний у нас сейчас вообще нет: если человека привезли из Талаг, то не позволяют. Немного постоят на кладбище, и всё. Насчет поминок мы даже не вникаем — обычно их все проводят дома, в кругу самых близких людей.

«В апреле — четверо умерших, в ноябре — 162»


Директор одного из самых крупных похоронных предприятий Архангельска МУП «Спецтрест» Татьяна Подстригань признается, что они тоже закапывают умерших в закрытых гробах и ждут, когда из Роспотребнадзора придут точные правила, как это нужно делать.

— У нас на сегодняшний день очень противоречивая ситуация, потому что конкретных указаний от Роспотребнадзора нет, — говорит она. — Мы не знаем, какую опасность несут тела умерших, и придерживаемся мнения, что надо хоронить в закрытом гробу. Мы, конечно, написали запрос в Роспотребнадзор, чтобы нам дали конкретные указания, потому что некоторые частные фирмы, я знаю, все-таки разрешают людям прощаться. Но мы не знаем, во что это всё выльется в дальнейшем. Меня настораживает и то, что если человек болел ковидом, то родственники тоже могут быть носителями вируса, а другие могут от них заразиться. Ситуация очень неоднозначная.

Работники «Спецтреста», по словам Татьяны Подстригань, рекомендуют людям даже на всякий случай не подходить к гробу, а просто смотреть издалека. Она рассказывает, что один раз они делали бальзамирование умершего, при котором исключается заражение. Но это было только один раз, когда люди сильно настаивали на прощании в открытом гробу. А вот гробы с окошками МУП не закупает — они обходятся слишком дорого.

По информации «Спецтреста», за всё время пандемии они вывезли из Архангельской областной больницы 536 тел погибших от коронавируса пациентов

Еще с 2003 года «Спецтресту», как муниципальному предприятию, поручено вывозить всех умерших из квартир, улиц и больниц. По словам Татьяны, сейчас много умерших приходится вывозить из областной больницы. Если сравнивать с прошлыми годами, когда в месяц было 6 вызовов в АОКБ, сейчас их бывает в день по 15 — связаны они, впрочем, не только с COVID-19.

Первого умершего от вируса МУП вывозило 17 апреля — тело перевозили в инфекционный морг в поселок Талаги. С тех пор, по документам, из АОКБ предприятие вывезло 536 тел. Предприятие захоронило за это время 74 человека с вирусом — цифра так мала, потому что часть усопших хоронили частные фирмы, а кроме того, из областной больницы увозят очень много пациентов в другие районы — родственники приезжают за ними сами уже с готовым гробом.

— В больнице могли страховаться и ставить COVID-19, но, может быть, диагноз затем не подтверждался, — объясняет Татьяна Подстригань. — Поэтому, как я понимаю, у нас цифры и расходятся с теми, что нам сообщают. Сколько мы вывезли с Первой городской больницы — у меня информации нет. Но все равно, если в апреле было всего 4 погибших, то в ноябре мы вывезли уже 162. Тенденция к повышению идет очень большая.

Коронавирусные реалии начали влиять на похоронный бизнес еще в апреле — почитайте, с какими запретами столкнулись работники этой отрасли в самом начале пандемии, и как теперь вынуждены хоронить умерших жители Архангельска.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления