Как и многие девочки, Настя любила играть с куклами Barbie, наряжать их в красивую одежду и еще в детстве, в возрасте 5 лет, умудрялась продавать кукольные наряды соседским девчонкам. Позже Настя воображала себя дизайнером, рисуя моделей в красивой одежде, и решила, что у нее обязательно будет свой магазин c названием, созвучным ее имени. Сегодня Анастасия Осипова — владелица двух популярных магазинов одежды в Новосибирске, тысячи девчонок бегут в Nasten's shop за модными новинками: костюмами, украшениями, сумками и шляпками. Корреспондент НГС Алена Золотухина узнала, как Анастасии удалось воплотить свою детскую мечту в реальность.
Мечтала стильно одеваться
Путь в мир модного бизнеса Анастасия Осипова начала в 2012 году. Еще студенткой она, как и многие девушки, мечтала красиво и стильно одеваться, но на зарплату официантки позволить себе новую кофточку было очень сложно. В то время еще не было ни маркетплейсов, ни каких-либо других площадок по продаже одежды, но уже появилась китайская платформа TaoBao с жутко неудобной системой пользования. Девушка пошла другим путем, начав мониторить группы по продаже одежды в социальной сети «ВКонтакте», нашла ту, где были собраны модные новинки и даже подделки под Zara. Настя сделала первый заказ, осталась им довольна, воодушевилась и стала проводить свободное время за просмотром картинок с одеждой.
Решение создать свою группу в VK казалось логичным. Настя даже сумела сама слетать в Пекин и Цзинань, закупив небольшую партию вещей, которые быстро разошлись среди покупателей. Доход с перепродажи одежды в то время составлял около 30 000 рублей плюсом к зарплате официантки.
— Я занималась этим для себя, работала и 1–2 раза в месяц оформляла заказы. Дальше процесс не шел. У меня не было мыслей отложить заработанное, чтобы потом во что-то вложить. Тогда я даже не думала, что это может быть серьезно. Мне казалось, что открыть магазин — это что-то невероятное, сложное и дорогое, у меня нет средств на это, — вспоминает Настя.
Устроилась на завод и искала себя
Окончив университет, Настя оставила работу официанткой и стала строить карьеру по специальности в сфере туризма, но настал кризис 2014 года, и турфирмы начали банкротиться пачками. Начались сложности с поиском работы: Настя только вышла замуж, и работодатели не хотели брать молодую девушку из-за рисков декрета.
— Мне было 25 лет, я взрослый человек с высшим образованием, который всё еще не состоялся. Меня очень сильно это беспокоило. Это был период неуверенности в себе, бессонных ночей, слез. Я не хотела работать в туризме, не хотела снова уходить в ресторанную сферу. Мне нравилось заниматься одеждой, но я не знала, как это делать правильно. Я хотела реализации, но не видела ее в том, чтобы родить детей и сидеть дома, мне хотелось профессиональной реализации, а уже потом уходить в декрет, — откровенничает собеседница.
Наконец Насте улыбнулась удача: ей предложили ставку офис-менеджера на заводе за 25 000 рублей, где она научилась разбираться в тонкостях и нюансах документооборота, но карьерных возможностей на заводе не было. Работать просто помощником директора Анастасия не хотела. На всякий случай она обучилась на мастера по наращиванию ресниц и оформителя бровей.
Девушка продолжала вести группу по продаже одежды, но уже в набирающей популярность социальной сети Instagram и задумывалась об увольнении. Настя решила сделать первое вложение: скопив 15 тысяч рублей, она заказала популярные на тот момент товары: розовые сапоги-дутики, угги, базовые вещи — и сфотографировала их для продажи не в зеркало, как делали абсолютно все, а в кофейне, в красивом интерьере, который привлек покупателей, — одежду разобрали за неделю. Партия за партией, и вот Настя понимает, что эта деятельность занимает уже столько времени, что настала пора отложить полученные бьюти-сертификаты и уходить с работы на заводе.
— Я опасалась потерять стабильность: у меня есть работа, где вся зарплата в белую, есть соцпакет, я могу уйти в декрет и получать выплаты. Но есть люди, которым нравится стабильность, а есть другие люди, которым хочется большего. Я отношусь ко вторым. Я решилась и написала заявление об увольнении. Помню разговор с директором, он сказал мне такую фразу: «Если бы ты была тем человеком, который открывает что-то свое, ты бы не оказалась на заводе». Меня это подстегнуло: «Что же, посмотрим», — улыбается Настя, вспоминая тот диалог.
Заказать и привезти последние тренды — то, в чём Анастасия преуспевала. Накручивала немного — 20–30% на стоимость вещей от поставщиков. Все вырученные с продажи одежды деньги она вновь вкладывала в закуп вещей. Устав ездить по доставкам, Настя решила искать помещение, куда покупатели смогут прийти и примерить всё, что им нравится. Неожиданно на помощь пришел друг семьи, который любезно предложил использовать свою пустую комнату в квартире. Две стойки с одеждой и зеркало — вот оно, начало Nasten's shop. Однако новый формат быстро изжил себя, пришло время для открытия полноценного шоурума.
Развитие и первый магазин
Никто не давал Анастасии инструкций о том, как вести бизнес, она действовала интуитивно. Появлялась потребность — она искала способ ее закрыть. Сначала у нее было 12 квадратов офисного помещения, затем 20, а потом магазин расположился на 50 квадратных метрах. Сперва Анастасия делала всё сама: закупала и привозила вещи, гладила их, отрезала нитки, развешивала, сама же была продавцом, но потом поняла, что нуждается в помощниках. Объемы росли, платформа TaoBao уже изжила себя. Не без труда Анастасия отыскала новых, уже оптовых поставщиков, и процесс работы завертелся с новой силой.
— Помню, как я боялась снимать первое помещение, которое на 12 квадратов, даже хотела разделить аренду с ребятами, которые занимались значками. Это прикольное ощущение: вот ты открылся, рискнул, сделал всё, что нужно, и ждешь. Захватывает чувство адреналина, ты не знаешь, что будет дальше, — вспоминает Анастасия Осипова. — У меня была цель сделать всё для того, чтобы клиенту было комфортно. Уже тогда я кипятила чайник, предлагая клиентам чай или кофе. На кулер бюджет рассчитан не был.
Себе с выручки Анастасия выделяла 10%. Говорит, хватало, потому что тратить некогда, когда с головой в работе. Шоурумов в городе много, нужно было чем-то отличаться. Фишкой Nasten's shop стали съемки на улице и в кафе: в 2018 году никто подобным не занимался.
— Самым сложным было то, что у меня не было абсолютно никакого понимания, как открыть ИП, например. Каждый раз ты сталкиваешься с чем-то новым: купить кассу, начать вести базу, бухгалтерские вопросы. Понимаешь, что надо делегировать, начинаешь разбираться во всех сферах, потому что чаще всего за всеми всё надо проверять и всех контролировать. Помимо того, что ты работаешь каждый день, нужно узнавать миллион новой информации, — говорит Анастасия и добавляет, что, несмотря на объемы работы и сложности, ей никогда не хотелось бросить свое занятие: глупо бросать, когда проделан такой путь.
В 2019 году Анастасия оформила ИП, наняла еще помощников, постепенно привела работу в систему и открыла новый магазин с отдельным входом, тремя примерочными и складом — разве можно было подумать о таком в далеком 2012 году? На открытие нового магазина предприниматель потратила около 300 тысяч.
— Когда появился магазин, я уже начала себе что-то позволять: оплатить отпуск или разделить крупную покупку с мужем, стало проще выплачивать ипотеку. Я выделяла на свои личные траты около 60 000—80 000 рублей с дохода, все остальные средства были в бизнесе. До этого я особо никуда не ездила, не покупала брендовые вещи, не транжирила деньги. Первым бонусом за мою работу стала новая машина — Audi А5 2015 года в кредит, который я уже закрыла, — рассказывает Анастасия.
Пандемия, вложения и риски
Предпринимательница говорит, что самое важное в бизнесе — понимать, что ты делаешь, как и для кого. По мнению Анастасии Осиповой, на этих трех китах строится суть любого дела, главное — не бояться и быстро принимать решения. Именно так она поступила в момент начала пандемии и оказалась в плюсе. В январе 2020 года, когда Китай закрыли, был велик риск остаться без вещей, как многие магазины. Быстро сориентировавшись, Анастасия отыскала поставщика и посредника в Корее и успела закупить весеннюю коллекцию.
— Я рискнула. Мне было страшно переводить неизвестному человеку почти 600 000 рублей, которые я заложила в закуп одежды, но авантюра себя оправдала. Когда прибыли вещи, я наняла курьеров, активно заработала доставка, мы продолжали вести соцсети, формат покупок онлайн занял лидирующую позицию. Люди покупали одежду, закрывая тем самым свой стресс. Мы распродали все наши остатки, а уже к апрелю ситуация наладилась, — рассказывает Анастасия Осипова. За 2020 год удалось скопить около миллиона рублей, которые Анастасия полностью вложила в открытие нового магазина.
Новый Nasten's shop
— Каждый бизнес проходит стадию, когда нужно его обновить и вложить больше. Чем больше ты отдашь, тем больше получишь. Мне стало тесно и душно в магазине. Я понимала, что если не найду новое помещение и не сделаю там то, что хочу, то, скорее всего, я закрою магазин вообще. Но события сложились наилучшим образом, и 25 января 2021 года мы решились подписать договор на помещение, о котором думали два месяца. Нашей целью было сделать такое пространство, которое не смогут повторить, с уникальным дизайнерским ремонтом и мебелью на заказ, — объясняет Анастасия.
Один миллион был накоплен, еще миллион Анастасия взяла в кредит, но в итоге на открытие ушло почти три миллиона рублей. Период от подписания договора на аренду нового большого помещения до момента праздничного открытия девушка описывает как классный, ни с чем не сравнимый опыт, Анастасия даже сумела разобраться в системе кондиционирования, а прочие ремонтные вопросы для нее теперь пустяковое дело. Сегодня оба магазина продолжают работать, а новая весенняя коллекция уже ждет своих покупателей.
О моде и стиле
Сложно работать в модном бизнесе, если нет чувства стиля. Оно может быть врожденным или сформировавшимся со временем благодаря насмотренности, как было в случае с Анастасией: много времени девушка проводила, разглядывая стритстайлы на разных платформах. Принцип работы Анастасии — «фаст фешен», то есть быстрое обновление ассортимента с учетом последних новинок в мире моды.
— Я выбираю те вещи для магазина, которые бы надела сама. Мне нравится стиль кежуал, повседневные комфортные образы: широкого кроя брюки, пиджаки в стиле оверсайз, свободные свитера и рубашки. Бывают и платья, но мало, они обычно зависают, — говорит Анастасия и добавляет, что у нее в планах — свое производство, создать идеальные лекала для пиджака, брюк, рубашки и других вещей.
О личной жизни
У Анастасии Осиповой есть муж, пара вместе уже 14 лет, познакомились на работе: он пришел устраиваться барменом в заведение, где Настя работала официанткой.
— Меня привлекло то, что у него были цели и стремления. Многие девушки считают, что нужно искать богатого мужчину, я же за то, чтобы встретить парня со стремлениями и вместе чего-то добиться, — считает сибирячка. У мужа Анастасии свой бизнес, каждый добился успехов в своей сфере благодаря взаимопомощи и поддержке.
— 14 лет — это колоссальный опыт. Понимать, что мы вместе столько прошли, реализовали свои мечты, — это классно. Единственное, что у нас пока нет детей, но это наш план на ближайшие два года, — делится планами Анастасия Осипова.
Ранее мы рассказывали и о других женщинах, которые решили заняться бизнесом. Например, онежанка Ксения Дудникова делает стильную одежду для детей, совсем как для маленьких взрослых. А жительница Архангельска Дарья Фиттипальди шьет вручную интерьерные авторские игрушки, которые расходятся по коллекциям иностранцев. А еще одна архангелогородка Светлана Павлова создает экотовары из джута.