22 октября четверг
СЕЙЧАС -3°С

Автокредиты «рулят»

В России зафиксировано некоторое оживление рынка автокредитования. В сентябре по госпрограмме субсидирования процентных ставок было выдано рекордное количество льготных займов. Кроме того, участники рынка начали возобновлять...

Поделиться

В России зафиксировано некоторое оживление рынка автокредитования. В сентябре по госпрограмме субсидирования процентных ставок было выдано рекордное количество льготных займов. Кроме того, участники рынка начали возобновлять собственные программы. Потребители предложения банков не оставляют без внимания: за полгода, по данным ВЦИОМ, популярность покупки машины в кредит выросла с 36 до 42%.

Согласно данным Минпромторга РФ, по состоянию на 1 октября этого года банками, участвующими в государственной программе льготного автокредитования, принята почти 71 тысяча заявок, после рассмотрения которых выдано 38,8 тысячи автокредитов. По оценке отдела аналитики агентства «Автостат», в сентябре банки выдали порядка девяти тысяч льготных автокредитов. Напомним, что в августе объем выдачи составил чуть более семи тысяч кредитов, а до этого оформлялось по 5,5-6 тысяч льготных автокредитов в месяц.

Налицо явный прогресс. По словам директора агентства «Автостат» Сергея Целикова, рост числа заявок и выдачи автокредитов по программе Минпромторга РФ начался после 14 августа, когда был расширен перечень моделей, которые можно приобрести по льготной программе. Так, если летом подавляющее большинство автомобилей, оформляемых по госпрограмме, приходилось на продукцию АВТОВАЗа, то сейчас модельный ряд существенно расширился. Высокой популярностью у потребителей пользуются Ford Focus, Renault Logan, Fiat Albea, Chevrolet Niva и ряд других моделей.

«Рост числа выдачи автокредитов в рамках госпрограммы напрямую связан с изменениями в самой программе», – поясняет вице-президент, начальник управления автокредитования ВТБ24 Алексей Токарев, по словам которого, значительными улучшениями условий госпрограммы субсидирования процентных ставок можно считать расширения перечня автомобилей, увеличение срока кредитования и снижение первоначального взноса.

Однако, несмотря на видимые улучшения, банкиры по-прежнему отмечают, что «движку» госпрограммы не хватает мощности.

Так, по мнению директора департамента сегментного маркетинга Абсолют банка Алексея Барабанова, тормозит ее развитие по-прежнему недостаточно широкий модельный ряд автомобилей, попадающих под программу. Кроме того, смущает экспертов и количество допущенных к участию в проекте банков. Руководитель группы кредитных продуктов банка Сосьете Женераль Восток (BSGV) Екатерина Забелина напоминает, что Федеральная антимонопольная служба уже обратила внимание на слишком жесткие требования к банкам-участникам программы, ограничившие их число всего несколькими банками с участием государственного капитала. «Стоит надеяться, что в ближайшем будущем мы увидим расширение числа банков, предоставляющих льготные автокредиты, что будет дополнительно стимулировать рост спроса на авторынке», – говорит госпожа Забелина.

Возвращаясь к предпочтениям автокредитных заемщиков, отметим, что выбор россиян в пользу иномарок аналитиков ничуть не удивил. Иномарки зарекомендовали себя в куда более выигрышном свете.

Согласно результатам исследования компании Profi Online Research, более 80% респондентов, решивших взять автокредит в банке, берут ссуду на новые автомобили. При этом, например, во втором квартале этого года по сравнению с четвертым кварталом прошлого года, доля тех, кто взял кредиты на иномарки, увеличилась с 69% до 80%. А число заемщиков, покупающих российские машины, напротив, снизилось с 31% до 20%. «Скорее всего, «кризисная лихорадка» несколько отпустила как заемщиков, так и кредиторов», – отмечают аналитики компании.

Ни для кого не секрет, что в условиях финансовой нестабильности банки стали более внимательно относиться к кредитованию населения.

«С момента начала кризиса многие банки, активно занимавшиеся автокредитованием, действительно начали корректировать свои программы. Это касается увеличения первоначального взноса и процентной ставки, а также ужесточения требований, предъявляемых к заемщикам, таких как официальное подтверждение дохода, отсутствие отрицательной кредитной истории и просроченных задолженностей, увеличение возрастного порога», – рассказывает начальник отдела по развитию розничного бизнеса Смоленского Банка Ирина Баркова.

Однако и сами потенциальные заемщики уже более пристально приглядываются к тем же банкам перед тем как попросить деньги в долг.

Результаты исследования Profi Online Research показали, что большинство респондентов-автозаемщиков, а именно 23%, взяли кредитные деньги на новую машину у «Сбербанка». Второе место среди кредиторов занимает «ВТБ24» – ему отдали предпочтение 10%. Замыкает тройку лидеров «Райффайзенбанк», где взяли автокредиты 7% опрошенных. Стоит отметить, что по сравнению с концом прошлого года ситуация в расстановке сил между лидерами не поменялась.

Наблюдатели констатируют: банки возвращаются в кредитование. Этому способствует улучшение финансового микроклимата внутри самих банков и, в первую очередь, приток средств вкладчиков, которые необходимо размещать в кредиты.

«Автомобильные кредиты являются достаточно выгодными для банков и одновременно надежными, так как обеспечиваются залогом в виде самого приобретаемого автомобиля, что делает их гораздо более привлекательными для банков, чем, например, потребительские беззалоговые кредиты на любые цели, – рассказывает Екатерина Забелина. – К тому же, за последний год произошел пересмотр политики банков по оценке заемщиков, а также повышение доли первоначального взноса от полной стоимости автомобиля, что дополнительно страхует банки от потери собственных средств».

Чтобы вернуться на рынок с конкурентоспособным продуктом, банки вынуждены предлагать привлекательные условия по автокредиту. Прежде всего это касается процентных ставок. «Снижение ставок по кредитам отражает, скорее, рыночную конъюнктуру и стоимость денег на банковском рынке в принципе. Что касается тенденции расширения предложений банков, дающих кредиты на подержанные автомобили, то она, действительно, имеет место, так как из-за выросших цен на новые автомобили и одновременного снижения средних доходов населения спрос перемещается в сторону более дешевых и, в том числе, подержанных автомобилей», – отмечает госпожа Забелина.

«За последнее время практически у всех банков произошло серьезное сокращение кредитных портфелей, а соответственно, и источника формирования прибыли. Сейчас большинство банков чувствует себя нормально, с точки зрения ресурсной базы, и естественным образом активизируется на кредитном рынке, – объясняет «оттепель» кредитных организаций Алексей Токарев. – Нельзя не отметить снижение ставок кредитования. Да, пока они еще далеки от уровня докризисных, но движение в сторону снижения есть».

По словам Ирины Барковой, решение о введении этого вида кредитов в продуктовую линейку банка не было случайным. Оно обусловлено стойким убеждением, что в настоящих экономических условиях автокредиты будут востребованы.

«Это подтверждает и практика: у нас программа кредитования стартовала совсем недавно, а банком уже были выданы первые автокредиты, – говорит банкир. – Основное преимущество автокредита в нынешних условиях – это то, что он дает возможность приобрести понравившийся автомобиль уже сегодня за счет кредитных средств. При этом заемщик может позволить себе приобрести машину за большую стоимость, чем если бы он покупал авто за собственные средства».

Пока что банкиры неохотно делают прогнозы в отношении дальнейшего развития отечественного рынка автокредитования, намекая, что в настоящий момент строить планы такого рода – дело неблагодарное.

По словам Ирины Барковой, для прогнозирования необходимо учесть слишком много факторов. Кроме того, кризис еще не закончился, и на автомобильном рынке России наметилось много изменений. Взять хотя бы «свежие» примеры – переговоры по сделке Сбербанк-Opel-Magna или о помощи АвтоВАЗу со стороны Renault. «Сложно предсказать, какими будут ввозные пошли на авто, а это, соответственно, также будет влиять на цену машин и спрос на них, – отмечает госпожа Баркова. – Можно утверждать только одно – рынок будет меняться, а программы автокредитования банков – адаптироваться под эти изменения».

«Сейчас отечественный рынок автокредитования находится примерно на уровне 2004 года. Но, в случае позитивного развития на мировых рынках, можно ждать возвращения к докризисному уровню в течение ближайших трех лет, – уверен Алексей Барабанов. – При этом, скорее всего, повторятся все те тенденции, которые наблюдались с 2004 по 2008 год: постепенная либерализация требований к заемщикам, снижение минимального взноса и ставок, запуск программ кредитования покупки коммерческого транспорта, уменьшение сроков рассмотрения заявок и так далее».

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!